Минувшим летом в одном из номеров западногерманского журнала "Моторрад" ("Мотоцикл") нам бросился в глаза необычный снимок: "Хонда-голд винг" с итальянским и советским флагами возле Василия Блаженного в Москве. Это был репортаж корреспондента, побывавшего в СССР с группой мототуристов из западных стран...
Тогда вспомнили - еще весной "Моторрад" поместил изумившее нас объявление: австрийская фирма "Эдельвейс байк тревел" приглашает мотоциклистов в путешествие по Советскому Союзу. Маршрут начинается в Вене, проходит через Венгрию к советской границе и далее через Ужгород, Львов, Брест, Минск, Москву, Ленинград и Выборг. Возвращение - через Финляндию, откуда паромом в ФРГ. Следовали обычные подробности: адрес фирмы, стоимость и продолжительность тура, сроки заездов.
Что ни говори, но даже в период гласности, перестройки, интенсивного расширения международных контактов появление иностранных мототуристов воспринимается как событие нерядовое. Во-первых, насколько нам известно, иностранцы, если иметь в виду западные страны, на мотоциклах не появлялись в Советском Союзе лет шестьдесят, не считая единственного с финишем в Москве моторалли ФИМ в 1967 году. Во-вторых, если с "живыми" зарубежными автомобилями мы как-то знакомы, то мотоциклы приходилось видеть только на картинках, да изредка на выставках. Решили встретиться с туристами, пригласить их в редакцию и, конечно, пройти вместе участок маршрута от Москвы до Ленинграда. Надо сказать, мы встретили полное понимание и поддержку Госкоминтуриста СССР, в лице начальника отдела специальных видов туризма В. Вионцека.
Знакомство началось с приятной неожиданности. 25 мощных мотоциклов с включенными фарами подкатили к московской гостинице "Космос" совершенно бесшумно. Мы-то привыкли, что группа из трех-четырех "аппаратов" производит такой же шум, взлетающий авиалайнер. Ну, а когда говорим о мотоциклистах, перед глазами молодой человек 14-20 лет в кирзовых сапогах, ватнике или - верх элегантности - потертой кожаной куртке. Клиенты "Эдельвейса" были в опрятных, удобных комбинезонах, кожаных или из водоотталкивающей ткани. Поставили мотоциклы в подземный гараж; щелкнув замками, отстегнули от багажников пластмассовые контейнеры с вещами; взяв их за ручки, понесли как обычные чемоданы. А когда сняли шлемы, стало ясно, что перед нами вполне взрослые люди. Как мы узнали, самому молодому 24, самому старшему - 70! В среднем - около сорока.
Из беседы, которая состоялась в редакции, выяснилось, что "Эдельвейс байк тревел" организует мотоциклетные туры по многим странам мира и они пользуются популярностью. Белым пятном на карте фирмы был Советский Союз. Но вот в конце 1987 года достигли соглашения с Госкоминтуристом, и в 1988-м с мая по сентябрь состоялось пять поездок. Продолжительность каждой - 18 дней, из которых 12 - в Советском Союзе. Узнали, что в нынешнем году, кроме маршрута Ужгород-Москва-Выборг, планируется принять группы в республиках Прибалтики, на дорогах Большого Кавказского кольца. Интерес к нашей стране повсеместен: в составе групп - туристы из Австрии, Италии, ФРГ, Швейцарии и даже США. Многие не впервые воспользовались услугами "Эдельвейса", успев с его помощью проехать по Индии, Китаю, странам Африки.
Разговор в редакции проходил очень заинтересованно и касался, конечно, мотоциклов, туризма, расширения наших связей. Гости оказались людьми дружелюбными, контактными. Что ж, общительность всегда отличала настоящих туристов.
Прямо отсюда, из редакции, автору предстояло тронуться в путь. Но прежде пришлось выбрать модель мотоцикла. наиболее подходящую для совместного движения с мотоциклами зарубежных фирм. ЯВА, "Юпитер-5", "Днепр"? Остановился на Урале" ИМЗ-8.103-10, проходившем испытания в редакции. Зная, что в колонне только "одиночки", демонтировал боковой прицеп и установил "девятку" - главную передачу с отношением 3,89 (35:9) вместо 4,62 (37:8). Забегая вперед, скажу, что не пожалел о выборе. Хотя, конечно, машины партнеров превосходили мою прежде всего в мощности. Все - с четырехтактными моторами объемом от 600 до 1200 кубиков, не меньше 60 сил. Типы самые разные - дорожные, туристические, эндуро, супербайки и даже чопперы. Шире всего были представлены БМВ: дорожные с традиционными оппозитными моторами - "Р80РС", "Р100РС", эндуро "Р80ГС", "Р100ГС", новейшие "К100", "К75" с рядными четырех- и трехцилиндровыми двигателями, дорожные и туристические. Четырехцилиндровые "хонды" - "ВФР750" и "Голдвинг", два одноцилиндровых 750-кубовых эндуро "сузуки-биг", два "харлея". В седле наиболее мощной и скоростной "Ямахи-ФДжи1200" (100 л. с.) сидел самый старший по возрасту 70-летний турист из Швейцарии.
На первом отрезке Ленинградского шоссе, где группу сопровождал в "Жигулях" инспектор ГАИ, темп движения был задан чрезмерно высокий: скорость достигла 140. Минут пять я с удовольствием ехал в таком режиме и радовался, что не отстаю от колонны. Но вскоре от цилиндров повеяло жаром, еще немного - заклинит мотор. Скорость пришлось сбросить, и я отстал. На 20-м километре от Москвы увидел стоявшие у обочины мотоциклы. Туристы простились с сопровождавшим и разделились на две группы. Далее двигались в спокойном темпе, не выше 90 км/ч, а все правила выполнялись строго и полностью. Стиль езды и маневрирование сильно отличаются от привычных нам. Первое . время у меня создавалось впечатление, что вышедший на обгон мотоциклист непременно столкнется со встречным автомобилем. Но вот резкое ускорение с 80-100 км/ч - и маневр завершен с хорошим запасом.
Все это, конечно, определялось высокими характеристиками машин. Но иногда ни дисковые тормоза, ни специальные шины, ни мастерство вождения не спасали от попадания в многочисленные выбоины на шоссе или от других огрехов, почти нечувствительных для автомобиля, но опасных для мотоцикла: комьев грязи на выездах с проселочных дорог, рассыпанного щебня. Я также заметил, что многие не готовы к объезду препятствия с резким наклоном мотоцикла вправо или влево. Поэтому "Эдельвейс" участникам тура рекомендует мотоциклы "эндуро" с большим ходом подвесок, эластичными спицованными колесами, двигателями, у которых понижена степень сжатия: после заправки бензином АИ-93 моторы многих мотоциклов сильно детонировали. Не случайно моих новых знакомых поразила всеядность "Урала": в зависимости от наличия он потреблял и А-76 и АИ-95. Вообще "Урал" понравился тем, кто попробовал на нем проехать. Отметили удобную посадку водителя, мягкую работу мотора и хорошую динамику мотоцикла, а передача заднего хода привела их в полный восторг. Но по ее наличию быстро раскусили, что мотоцикл используется с боковым прицепом.
Как отрицательные стороны отметили очень жесткую работу подвесок, низкую эффективность тормозов (хотя мне они кажутся великолепными), отсутствие контрольно-измерительных приборов (только спидометр!), электростартера. И, конечно, негерметичность картеров, на которую указывали следы масла на коробке передач и моторе.
В свою очередь, я испробовал две машины: четырехцилиндровый БМВ-К100РТ и двухцилиндровый "Харлей-Давидсон-спортстер-1100". Действительно, все сделано, чтобы мотоцикл был безопасным на дороге. К примеру, запас мощности у ВМВ-К100 такой, что я сумел с места метров тридцать ехать с пробуксовкой заднего колеса. При торможении на участках с разным коэффициентом сцепления мне так и не удалось пустить ни переднее, ни заднее колесо в юз. Усилия в тормозных механизмах (кстати, передний - двусторонний дисковый) регулируются АБС - антиблокировочной системой. Запас мощности и эффективные тормоза позволяют в экстремальной ситуации резко ускориться или мгновенно затормозить, успев избежать наезда или столкновения, чего я, пожалуй, не смог бы сделать на ЯВЕ или ИЖе. Приятно вспомнить и то, как двигатель послушно отзывался рокотом на первое нажатие кнопки стартера.
Мотоциклы туристов практически не обслуживались, но постоянно находились под наблюдением трех опытных механиков "Эдельвейса", сопровождавших группу на двух эндуро "Сузуки-биг" и микроавтобусе "Форд-транзит" с прицепом. Не приходилось и мыть машины, хотя не было дня, чтобы мы не попали под дождь. Мотоциклы покрыты составом, отталкивающим пыль, грязь, воду. Ну, а я каждый вечер драил "Урал", чтобы его хромированные части, от задних амортизаторов до переднего крыла, придавали машине "породистый" вид.
Несколько дней в увлекательной поездке пролетели быстро. В Ленинграде мы расстались, а вернувшись, я снова и снова переживал впечатления, обсуждал их с коллегами. Первое что взволновало - почему сегодня у нас молодые люди знают о мотоциклетном туризме только по рассказам старших. Ведь он был широко распространен в 50-60-е годы, когда увешанные рюкзаками, сумками, канистрами мотоциклы можно было увидеть, поодиночке или колонной, на любом шоссе и глухом проселке. Теперь на тысячекилометровом пути порой встретишь одного-двух мототуристов.
Говорили о разных причинах, по которым упала популярность мототуризма: и-де на автомобиль пересели, и условий для путешественников никаких, и бензин дорог. Касались и того, что часть мотоциклистов - малая, но весьма шумливая, присвоившая себе прозвище "рокеры" - превратила машину в инструмент устрашения окружающих. Все правда, но не вся.
Беда в том, что развитие нашей мотоциклетной техники многие годы топчется на месте. Идет модернизация: меняются формы баков, световые приборы, седла. Движение вроде бы есть - но при этом ни одной модели, которая ознаменовала бы качественный скачок, стала новым словом хотя бы для наших мотоциклистов. К тому же по многим параметрам мотоцикл уступает у нас не только легковым, но и грузовым автомобилям, а значит, из полноправного участника движения превращается в помеху на дороге. Мотоциклисты отворачиваются от предлагаемой им техники - в этом далеко не последняя причина кризиса мототуризма.
А приезд зарубежных гостей наглядно показал: путешествие в седле мощного, маневренного, послушного и комфортабельного мотоцикла и сегодня, при самой массовой автомобилизации сохраняет особую привлекательность. На наш вопрос к гостям, почему они предпочли для поездки мотоцикл, ответ был таким: "Конечно, мы могли приехать поездом, прилететь самолетом. Наконец, каждый имеет автомобиль для ежедневных разъездов. Но путешествуем в седле: только мотоцикл дает ни с чем не сравнимое ощущение свободы, единения с дорогой, природой, людьми".
В. СУББОТИН, спец. корр. "За рулем"
Москва-Ленинграl
Тогда вспомнили - еще весной "Моторрад" поместил изумившее нас объявление: австрийская фирма "Эдельвейс байк тревел" приглашает мотоциклистов в путешествие по Советскому Союзу. Маршрут начинается в Вене, проходит через Венгрию к советской границе и далее через Ужгород, Львов, Брест, Минск, Москву, Ленинград и Выборг. Возвращение - через Финляндию, откуда паромом в ФРГ. Следовали обычные подробности: адрес фирмы, стоимость и продолжительность тура, сроки заездов.
Что ни говори, но даже в период гласности, перестройки, интенсивного расширения международных контактов появление иностранных мототуристов воспринимается как событие нерядовое. Во-первых, насколько нам известно, иностранцы, если иметь в виду западные страны, на мотоциклах не появлялись в Советском Союзе лет шестьдесят, не считая единственного с финишем в Москве моторалли ФИМ в 1967 году. Во-вторых, если с "живыми" зарубежными автомобилями мы как-то знакомы, то мотоциклы приходилось видеть только на картинках, да изредка на выставках. Решили встретиться с туристами, пригласить их в редакцию и, конечно, пройти вместе участок маршрута от Москвы до Ленинграда. Надо сказать, мы встретили полное понимание и поддержку Госкоминтуриста СССР, в лице начальника отдела специальных видов туризма В. Вионцека.
Знакомство началось с приятной неожиданности. 25 мощных мотоциклов с включенными фарами подкатили к московской гостинице "Космос" совершенно бесшумно. Мы-то привыкли, что группа из трех-четырех "аппаратов" производит такой же шум, взлетающий авиалайнер. Ну, а когда говорим о мотоциклистах, перед глазами молодой человек 14-20 лет в кирзовых сапогах, ватнике или - верх элегантности - потертой кожаной куртке. Клиенты "Эдельвейса" были в опрятных, удобных комбинезонах, кожаных или из водоотталкивающей ткани. Поставили мотоциклы в подземный гараж; щелкнув замками, отстегнули от багажников пластмассовые контейнеры с вещами; взяв их за ручки, понесли как обычные чемоданы. А когда сняли шлемы, стало ясно, что перед нами вполне взрослые люди. Как мы узнали, самому молодому 24, самому старшему - 70! В среднем - около сорока.
Из беседы, которая состоялась в редакции, выяснилось, что "Эдельвейс байк тревел" организует мотоциклетные туры по многим странам мира и они пользуются популярностью. Белым пятном на карте фирмы был Советский Союз. Но вот в конце 1987 года достигли соглашения с Госкоминтуристом, и в 1988-м с мая по сентябрь состоялось пять поездок. Продолжительность каждой - 18 дней, из которых 12 - в Советском Союзе. Узнали, что в нынешнем году, кроме маршрута Ужгород-Москва-Выборг, планируется принять группы в республиках Прибалтики, на дорогах Большого Кавказского кольца. Интерес к нашей стране повсеместен: в составе групп - туристы из Австрии, Италии, ФРГ, Швейцарии и даже США. Многие не впервые воспользовались услугами "Эдельвейса", успев с его помощью проехать по Индии, Китаю, странам Африки.
Разговор в редакции проходил очень заинтересованно и касался, конечно, мотоциклов, туризма, расширения наших связей. Гости оказались людьми дружелюбными, контактными. Что ж, общительность всегда отличала настоящих туристов.
Прямо отсюда, из редакции, автору предстояло тронуться в путь. Но прежде пришлось выбрать модель мотоцикла. наиболее подходящую для совместного движения с мотоциклами зарубежных фирм. ЯВА, "Юпитер-5", "Днепр"? Остановился на Урале" ИМЗ-8.103-10, проходившем испытания в редакции. Зная, что в колонне только "одиночки", демонтировал боковой прицеп и установил "девятку" - главную передачу с отношением 3,89 (35:9) вместо 4,62 (37:8). Забегая вперед, скажу, что не пожалел о выборе. Хотя, конечно, машины партнеров превосходили мою прежде всего в мощности. Все - с четырехтактными моторами объемом от 600 до 1200 кубиков, не меньше 60 сил. Типы самые разные - дорожные, туристические, эндуро, супербайки и даже чопперы. Шире всего были представлены БМВ: дорожные с традиционными оппозитными моторами - "Р80РС", "Р100РС", эндуро "Р80ГС", "Р100ГС", новейшие "К100", "К75" с рядными четырех- и трехцилиндровыми двигателями, дорожные и туристические. Четырехцилиндровые "хонды" - "ВФР750" и "Голдвинг", два одноцилиндровых 750-кубовых эндуро "сузуки-биг", два "харлея". В седле наиболее мощной и скоростной "Ямахи-ФДжи1200" (100 л. с.) сидел самый старший по возрасту 70-летний турист из Швейцарии.
На первом отрезке Ленинградского шоссе, где группу сопровождал в "Жигулях" инспектор ГАИ, темп движения был задан чрезмерно высокий: скорость достигла 140. Минут пять я с удовольствием ехал в таком режиме и радовался, что не отстаю от колонны. Но вскоре от цилиндров повеяло жаром, еще немного - заклинит мотор. Скорость пришлось сбросить, и я отстал. На 20-м километре от Москвы увидел стоявшие у обочины мотоциклы. Туристы простились с сопровождавшим и разделились на две группы. Далее двигались в спокойном темпе, не выше 90 км/ч, а все правила выполнялись строго и полностью. Стиль езды и маневрирование сильно отличаются от привычных нам. Первое . время у меня создавалось впечатление, что вышедший на обгон мотоциклист непременно столкнется со встречным автомобилем. Но вот резкое ускорение с 80-100 км/ч - и маневр завершен с хорошим запасом.
Все это, конечно, определялось высокими характеристиками машин. Но иногда ни дисковые тормоза, ни специальные шины, ни мастерство вождения не спасали от попадания в многочисленные выбоины на шоссе или от других огрехов, почти нечувствительных для автомобиля, но опасных для мотоцикла: комьев грязи на выездах с проселочных дорог, рассыпанного щебня. Я также заметил, что многие не готовы к объезду препятствия с резким наклоном мотоцикла вправо или влево. Поэтому "Эдельвейс" участникам тура рекомендует мотоциклы "эндуро" с большим ходом подвесок, эластичными спицованными колесами, двигателями, у которых понижена степень сжатия: после заправки бензином АИ-93 моторы многих мотоциклов сильно детонировали. Не случайно моих новых знакомых поразила всеядность "Урала": в зависимости от наличия он потреблял и А-76 и АИ-95. Вообще "Урал" понравился тем, кто попробовал на нем проехать. Отметили удобную посадку водителя, мягкую работу мотора и хорошую динамику мотоцикла, а передача заднего хода привела их в полный восторг. Но по ее наличию быстро раскусили, что мотоцикл используется с боковым прицепом.
Как отрицательные стороны отметили очень жесткую работу подвесок, низкую эффективность тормозов (хотя мне они кажутся великолепными), отсутствие контрольно-измерительных приборов (только спидометр!), электростартера. И, конечно, негерметичность картеров, на которую указывали следы масла на коробке передач и моторе.
В свою очередь, я испробовал две машины: четырехцилиндровый БМВ-К100РТ и двухцилиндровый "Харлей-Давидсон-спортстер-1100". Действительно, все сделано, чтобы мотоцикл был безопасным на дороге. К примеру, запас мощности у ВМВ-К100 такой, что я сумел с места метров тридцать ехать с пробуксовкой заднего колеса. При торможении на участках с разным коэффициентом сцепления мне так и не удалось пустить ни переднее, ни заднее колесо в юз. Усилия в тормозных механизмах (кстати, передний - двусторонний дисковый) регулируются АБС - антиблокировочной системой. Запас мощности и эффективные тормоза позволяют в экстремальной ситуации резко ускориться или мгновенно затормозить, успев избежать наезда или столкновения, чего я, пожалуй, не смог бы сделать на ЯВЕ или ИЖе. Приятно вспомнить и то, как двигатель послушно отзывался рокотом на первое нажатие кнопки стартера.
Мотоциклы туристов практически не обслуживались, но постоянно находились под наблюдением трех опытных механиков "Эдельвейса", сопровождавших группу на двух эндуро "Сузуки-биг" и микроавтобусе "Форд-транзит" с прицепом. Не приходилось и мыть машины, хотя не было дня, чтобы мы не попали под дождь. Мотоциклы покрыты составом, отталкивающим пыль, грязь, воду. Ну, а я каждый вечер драил "Урал", чтобы его хромированные части, от задних амортизаторов до переднего крыла, придавали машине "породистый" вид.
Несколько дней в увлекательной поездке пролетели быстро. В Ленинграде мы расстались, а вернувшись, я снова и снова переживал впечатления, обсуждал их с коллегами. Первое что взволновало - почему сегодня у нас молодые люди знают о мотоциклетном туризме только по рассказам старших. Ведь он был широко распространен в 50-60-е годы, когда увешанные рюкзаками, сумками, канистрами мотоциклы можно было увидеть, поодиночке или колонной, на любом шоссе и глухом проселке. Теперь на тысячекилометровом пути порой встретишь одного-двух мототуристов.
Говорили о разных причинах, по которым упала популярность мототуризма: и-де на автомобиль пересели, и условий для путешественников никаких, и бензин дорог. Касались и того, что часть мотоциклистов - малая, но весьма шумливая, присвоившая себе прозвище "рокеры" - превратила машину в инструмент устрашения окружающих. Все правда, но не вся.
Беда в том, что развитие нашей мотоциклетной техники многие годы топчется на месте. Идет модернизация: меняются формы баков, световые приборы, седла. Движение вроде бы есть - но при этом ни одной модели, которая ознаменовала бы качественный скачок, стала новым словом хотя бы для наших мотоциклистов. К тому же по многим параметрам мотоцикл уступает у нас не только легковым, но и грузовым автомобилям, а значит, из полноправного участника движения превращается в помеху на дороге. Мотоциклисты отворачиваются от предлагаемой им техники - в этом далеко не последняя причина кризиса мототуризма.
А приезд зарубежных гостей наглядно показал: путешествие в седле мощного, маневренного, послушного и комфортабельного мотоцикла и сегодня, при самой массовой автомобилизации сохраняет особую привлекательность. На наш вопрос к гостям, почему они предпочли для поездки мотоцикл, ответ был таким: "Конечно, мы могли приехать поездом, прилететь самолетом. Наконец, каждый имеет автомобиль для ежедневных разъездов. Но путешествуем в седле: только мотоцикл дает ни с чем не сравнимое ощущение свободы, единения с дорогой, природой, людьми".
В. СУББОТИН, спец. корр. "За рулем"
Москва-Ленинграl
Категория: ПОЛЕЗНОЕ | Добавил: WHT (11.01.2008) | | |
Просмотров: 7717 |