Проще еще раз проехать, чем что-то написать Ну да попробую. Это будет не описание, а скорее небольшая инструкция
Идея такого путешествия возникла у Володи Шелухина (Capri), когда не знаю, но он к тому времени уже успел на своей Yamaha T-Max прокатиться по Турции и не только. Я к ней приобщился в прошлом году, когда мы состыковались в Лисьей бухте в Крыму. Я тогда потихоньку продвигался в сторону Одессы на Гоблина, с остановкам там, где понравится. Вот и туда заехал. Там и познакомились.
Особо, в общем-то, и не готовились. Техника фактически новая (VN 900 LT, 2006г., Yamaha T-Max, 2005г.) исправная, опыт путешествий имеется. Для разминки скатался в Гродно. Как-то сразу решили, что какого-то чёткого плана поездки у нас не будет. Было на примете несколько мест, которые наметили к обязательному посещению, а все остальное как получится.
Выбор стран легко объясним – помимо привлекательности по части всяческих интересных мест, в любую из них можно почти свободно въехать. Визы в Сирию и Иорданию можно оформить как заранее, так и на границе. Мы делали их заранее, и обошлось это в 3тыр. Для въезда в Турцию кроме загранпаспорта ничего не надо – 20 баксов на границе и добро пожаловать.
До Стамбула добирались на пароме «Каледония» из Одессы. Заезд через аппарель, грузовой помощник капитана вменяемый. Идет около полутора суток и вполне комфортен. Не очень большой, и качка на нем ощущается. На обратном пути спасался вискарем – вошел в противофазу качке, так сказать. Места надо бронировать заранее по телефону. За проезд в четырехместной каюте без удобств, но с окошком в одну сторону заплатили по 5,5 тыр. (оплата в гривнах, обменник есть прямо в морвокзале, курс обмена нормальный) и 180 долларов с моцика наличными при погрузке. Можно заехать и по суше, через Молдову, Румынию и Болгарию. Но это дополнительный гимор с визами-границами. Плюс расходы на питание для моцика и себя. Дороги хреновые и смотреть там особо не на что, разве что к дядьке Дракуле домой заехать Но это дело хозяйское.
На пароме познакомились с эндуристами из Днепропетровска – Виталий и Вика. Ехали на Yamaha ХТ 600 и в таком же режиме, как и мы. И обратный паром у них был как у нас. Стартанули вместе до Кападокии (Турция), да так почти всю дорогу и проехали. Уже в конце, когда мы с Вовкой остались загорать в Сиде(Турция), они, как истинные эндуристы (ну не может эндурист на песочке загорать, ему по песку носиться надо ), продубасили вдоль побережья Эгейского моря и переправились в европейскую Турцию. Да и по ходу Виталий (батарейка энерджайзер во плоти) объездил все ближайшие сопки возле мест стоянок и чуть было в Ливан не заехал когда в Блудане (Сирия) стояли.
При всей кажущейся несуразности компашки по части техники: круизер, максискутер и эндуро, у них примерно равный запас хода и средняя комфортная скорость. За все время пути не было ни одной поломки. У вулкана задние колодки стерлись в ноль на турецких серпантинах. В запасе были передние… Помогли российско-турецкие байкеры в Стамбуле: Марго (Злая Жаба) и Сертачь (MC Macho Kings, турецкая чепта HA). И встретили, и накормили- напоили, спать уложили и колодки нашли. За что им огромное спасибо . Вообще всю дорогу нам везло на хороших людей (Сирийская таможня не в счет, но об этом позже). Описывать эмоции не буду – не умею. Скажу только, что у меня в корне и в положительную сторону поменялось мнение, сформированное ящиком, о местном населении мусульманских стран в целом и особенно Турции. Это прекрасные, добродушные люди готовые помочь любому (за пиндосов в Сирии, правда, не уверен ). К России, кстати, очень доброжелательное отношение. Одно плохо - турбизнес накладывает отпечаток в местах своего присутствия. И это печально
Для проезда через Белку, Украину и Турцию нужна грин-карта (ОСАГО не наше). Оформили на два месяца за 2 тыр. в Ингосстрахе (не реклама). На границе спрашивают, и проскочить не получится. В Сирии и Иордании не так все просто. Для въезда в эти страны на границе оформляется корнет-де-пассаж (звучит, как написано, а как пишется, не знаю) и оформлять надо на границе. Кроме того берется платеж за ввоз техники. В Сирии страховка стоила порядка 36 долларов, 103 за ввоз и еще какие-то мелкие платежи не понятно за что. В круговую обошлось баксов в 140 – 150 и еще заплатили местному жучиле-хелперу по 5 баксов с носа за помощь в хождении по всяким окошкам. Там реально такая запутанная процедура (марлезонский балет отдыхает), что поначалу вообще крыша съезжает – все на арабском, даже цифры (я всегда считал, что уж цифры-то у всех одинаковые, хрен там, это у нас они арабские называются, а у арабов он совсем другие), по аглицки почти ни кто не говорит. Обратно уже сами все проскочили, но за ввоз снова слупили 103 доллара. Барыги позорные Похоже, там есть какие-то варианты, уж больно рожи хитрые у них были, но это надо язык и правила знать. Кстати, это единственный негативный момент за все время путешествия. В Иордании заплатили 35 баксов за ввоз и 15 страховка. Английский в ходу, процедура понятная. Везде все платежи в местной валюте, обменники есть да и курс там, похоже, единый.
И еще немного про границы. При проезде через Белоруссию одним днем, могут потребовать оплату за транзит (порядка 5 баксов) – кричите, что останавливались у друзей-байкеров на день-другой, документов подтверждающих проживание нет, чек с платной дороги потеряли. Обычно этого достаточно – главное уверенность. Ну, про Украину давно все ясно – хохлы, они е есть хохлы Это, кстати, единственная граница, где начали интересоваться грузом и полезли сверять номер рамы (он у меня на половину закрыт хромучей накладкой – пришлось скручивать). Жаль, что номер двигателя не стали сравнивать – посмотрел бы, как погранец на четвереньках перед вулканом лазит На всех остальных границах, а всего было десять их пересечений, единственное что сверяли, был регистрационный номер. Грузом вообще не интересовались, хотя видно было, что автомобили проверяют и с пристрастием. С Сирийскими таможенниками надо быть очень внимательными – документы передавать так, чтобы они по одному к ним попадали, иначе могут потом сказать, что чего-то не было. С Виталием такая хрень была – явно разводили на повторную покупку страховки, типа, а не было. Потом она нашлась, но совсем в другом месте, где ее просто быть не могло. Может совесть у таможенника проснулась, х.з. И еще, на Сирийской границе может присутствовать сотрудник тамошней госбезопасности. Общение с ним сводится к снятию ксерокопии с паспорта и записью в журнале регистрации.
Про гайцев и им подобных. Единственный штраф за превышение был уплачен в «честную» руку украинского дайца под Белой Церковью. В Турции один раз тормознули жандармы – проверили паспорта. И в Иордании, когда двигались вдоль Мертвого моря (граница с Израилем), пару раз останавливали на пограничных точках. Просто спрашивали, а у всех ли есть паспорта и все. В Сирии и Иордании если стоит патрульная машина, то на дорогу выставляются оранжевые конуса. В кустах никого не видели, но видели, что местных останавливают. Да и не откручивали мы, в общем то. Общение с турецкой полицией свелось к тому, что полицейский на мотоцикле (хондовская эндурка кубов на 250) подсказал нам, где можно поставить палатки (на фотках, это где мы под крепостной стеной). Потом половину дороги (километров пятнадцать) проехал с нами, оставил телефон и перезвонил, чтобы узнать, как дела… Можете себе представить мотобатовца, переживающего за четверых турецких байкеров? Вот и я не могу Сирийский полицейский лучший друг путешественника. Если что не так, обращайтесь и вам помогут. Кстати, не смотря на жару, стоят в шлемах типа «арбузная корка».
Дороги хорошие (по сохранности покрытия) или просто отличные (Турецкие автобаны). Передвигались мы не только по красным и желтым, но и совсем на второстепенные заезжали. Везде достаточно информации, разметка. Асфальт очень скользкий, но это особенность смеси, которую кладут в южных странах. Если положить такой, как у нас, он на их солнце просто потечет. Местами раскатан до зеркального блеска. Было несколько совсем не приятных моментов, но все обошлось. В Турции постоянно ведутся какие то ремонтные работы на дорогах и можно попасть на участки где полностью снято все покрытие, а гравий полит битумом. Но это не часто и кто сказал, что вулкан не эндуро
Про расход бензина (по вулкану) могу написать довольно точно т.к. записывал при каждой заправке: сколько залил, стоимость в местных деньгах (перевод в рубли по курсу на 24.06.08г.) и пробег с предыдущей. Вот, что получилось по расходу на 100 км. при расчете туда и обратно:
• Россия и Белоруссия 6 л
• Украина 7,2л.
• Турция 4,9л.
• Сирия 4,9л.
• Иордания 5,2л.
Справедливости ради надо сказать, что по России, Белоруссии и Украине скорость движения была больше, чем по остальным странам.
Затраты на 1л.:
• Россия и Белоруссия 23,12руб.
• Украина 30,26руб.
• Турция 67,00руб.
• Сирия 18,00руб.
• Иордания 24,63руб
В круговую получилось следующее:
• Общий пробег 8380 км.
(маршрутный, без покатушек)
• Средняя цена за 1л. 37,22руб.
• Средний расход 5,44 л/100км.
В целом сеть заправок достаточно развита. В Белке осторожнее с объездными вокруг городов – там заправок может не быть. Заправляют за любые деньги, но и сдачу должны дать теми же деньгами, а их может и не быть. Украина, Турция – заправиться можно по карточке почти везде, но запас налички не помешает. Не лишней будет услуга мобильного банка, для оперативного контроля. В Сирии большинство заправок имеет довольно жуткий вид, но не пугайтесь – качество бензина хорошее, правда заправщик может делать свою работу с сигаретой в руках и, он же производит расчет. Самый большой перегон без заправок был в Сирии (Хомс - Пальмира) через пустыню – порядка 160км, дальше, в сторону Дамаска до ближайшей заправки около 100км. В Иордании как в Сирии, но поприличнее. Вдоль Мертвого моря только одна заправка и хорошо бы заправиться перед своротом к нему.
Движение во всех восточных странах, наверное, одинаковое – хаотичное, постоянно сигналят (звуковой сигнал, это едва ли не самая важная деталь транспортного средства – не будь его, там вообще ни кто, ни куда не уедет), едут скорее не по правилам, а по своим, одним им понятным понятиям. Это первое впечатление. По мере продвижения начинаешь въезжать в специфику местного трафика и для себя я понял, что первым проезжает тот, кому нужнее. Вот так вот И все остальные отлично понимают, что тот, кто, например, перестраивается через три ряда, делает это не от нечего делать – ну вот надо ему. И пропускают. Особенно в Сирии, тем более, что мы на своей технике явно выделялись на фоне их поголовно 100-125-ти кубовых моциков. В Сирии вообще огромное количество мотоциклов и передвигаются на них не редко по три, а то и более человек, при этом откручивают на все деньги. Зато в Иордании местным вообще запрещено иметь мотоциклы. История старая и связана с их нынешним правителем, который по малолетке разложился и его отец, бывший тогда при короне, запретил сынульке ездить на мотах , а до кучи и всем своим подданным. Правда несколько скутов видели, но вот какого они гражданства не разглядели. Интересная особенность рассказанная Марго – по Стамбулу, особенно в азиатской части, на чепперах можно ездить без шлема . Всех остальных полиция дрючит по полной, особенно пластиковых
Заканчиваю, а то, что-то понесло Многое осталось не охваченным, но основные моменты, думаю, отразил. Будут вопросы – отвечу. Лучше в живую и за пивом