В 1915 году в бассейне Среднекана старатель-одиночка по прозвищу Бориска нашел первое на Колыме золото. Несколько позднее, в 1926 году, экспедиция С. В. Обручева установила благоприятные геологические условия для залегания этого металла, с чего и началось освоение этих мест. Через 2 года Ольский райисполком принял решение о постройке на побережье Тауйской губы в северной части Охотского моря на перешейке, соединяющем полуостров Старицкого с материком и выходящем в бухты Нагаева и Гертнера Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы, и вскоре на берег бухты вышли первые строители. Стремительно развивающийся поселок Нагаево становится центром вновь образованного Охотско-Эвенского национального округа. В 38-39 годах в Магадан на освоение Колымского края стали прибывать десятки тысяч осужденных. 14 июля 1939 г. рабочий поселок преобразован в город. После войны через Магадан пошли новые этапы с зэка-ми. Они строили дороги, новые прииски на Колыме, Индигирке.
С 1954 года Магадан административный центр Магаданской области (самый молодой областной центр Дальнего Востока) - почти 130 тыс. человек
Ставлю палатку на вершине сопки. Внизу - Охотское море. Даже сквозь туман Магадан, словно наледь, белеет каменными домами. Всю ночь мелкий дождь стучится в палатку. Нет, даже не дождь - это туча спустилась настолько низко (или я высоко заехала ), что обволокла мой маленький дом.
Магадан - "город контрастов". Центр - достаточно чистый, современный город, много машин, офисы, магазины, парки, клубы. Окраина - брошенные 5-ти этажные общежития, деревянные дома с покосившимися заборами+ Заезжаю на смотровую площадку, в музей истории Колымского края, да и просто катаюсь, привыкаю к людям. На следующий день направляюсь в морской порт разведать возможности уплыть "на материк", т.е. во Владивосток или Находку. Проникнуть в порт оказалось довольно проблематично ибо порт торговый и нечего там делать всяким туристам. Однако капитан порта, узнав что я с Питера, "дал добро" на пропуск, а заодно и подсказал, что завтра пойдет корабль "Золотая Колыма" в порт Восточный (Находка). Но, говорит, договаривайся сама с капитаном. Заезжаю в порт. "Золотая Колыма" (какое название-то!) стоит у причала. Но капитан на берегу, и когда придет - никто не знает. Отправление завтра в 9 утра. Что ж, приеду чуть попозже. В городе встречаюсь с ребятами из местного клуба "off road". Они говорят, что если упустить "Золотую Колыму", то выбраться куда-нибудь будет сложно. Самолетом можно, но+ платить 25 т.р. за отправку мотоцикла на Владивосток или Хабаровск и еще 6 т.р. за себя слишком дорого, а ехать обратно своим ходом слишком долго. Надо всеми правдами и неправдами пробираться на "Золотую Колыму". Возвращаюсь в порт. Капитан уже пришел на корабль. Помощник вахтенного матроса проводил к нему. Капитан оказался осень интеллигентным мужчиной лет 50-ти. Спокойно и даже с интересом выслушал меня, прочитал сопроводительное письмо о мотопробеге. "Ну что ж, мотоцикл мы взять можем, а вот вас нет, т.к. категорически запрещено нам перевозить пассажиров. Завтра в 9 утра оформляете в офисе документы на мотоцикл. Мы раньше обеда не отойдем." Ну что ж, думаю, хоть так. А мне придется лететь самолетом и встречать в Находке мот.
Стараниями новых друзей-джиперов на ночевку еду в рыбный порт. Частный причал Денисова - огороженная высоким забором территория, причал, небольшие рыболовные суда. Везде порядок и чистота, даже окурок - либо в урну, либо в море. А за забором+ за забором государственный, а значит ничейный причал (без комментариев). Небольшая суета - ночью "рыбак" (рыболовное судно) уходит на Камчатку. Дом, где мне предстояло ночевать - бывший железнодорожный вагон. Но необычный вагон - офицерский вагон времен первой мировой войны. Полвагона - "зал для официальных церемоний": диван, кресла, компьютер, телевизор; вторые же полвагона - два обычных купе. О прошлом вагона напоминают таблички: "Личное оружие", "средства хим защиты", "библиотека".
Утром прощаюсь с гостеприимным хозяином и тороплюсь в офис, оформлять отправку Шельмы. Там уже все были в курсе, и бумаги много времени не заняли. Лечу в порт - надо же успеть на борт загрузиться. Перед самой проходной+ слетает цепь. Казалось бы ерунда, но времени ставить назад беглеца нет, а потому закатываю так мот на причал. Несколько минут и Шельма на борту "Золотой Колымы". Время до отхода еще есть и матросы зовут в чекерскую попить чаю. И вот, пока я пью чай, всей командой уговаривают капитана, чтоб и меня тоже взяли. Приехал торговый агент и тоже присоединился к уговорам. И+ свершилось очередное чудо! Меня взяли! Мотивация: "Из Санкт-Петербурга+ на ИЖе+ одна+ своим ходом+". Пока не подняли трап, не верила своему счастью. Интересно, но вся команда радовалась этому чуду вместе со мной.
Трап подняли, и буксир медленно оттащил нас от причала. "До свиданья, Магадан"! "До свиданья, Колымский край"! Надо же, покидаю Колыму на "Золотой Колыме"! Первый раз за 3 дня пребывания в столице Колымского края первый раз выглянуло солнце. Ненадолго, но все же выглянуло. Город скрывается в тумане+ мы выходим в чистое море.
Мне выделили целую каюту ни много, ни мало, а второго механика, которого временно не было в команде. Однако, такого я не ожидала - 3-х комнатная отдельная каюта, с душем, горячей водой, телевизором (правда почему-то не работающим), телефоном. И это после месяца жизни в палатке! Надо ли говорить, что весь первый день я просто отсыпалась. Сплю, звонок: "Саша, обед", спускаюсь в столовую, обедаю, поднимаюсь в каюту, снова сплю. Опять звонок: "Саша, ужин"+ "Саша, завтрак"+ Не пароход, а дом отдыха! А кормят здесь! 3-х разовое питание, причем мой безразмерный желудок не в состоянии был все съесть. Фрукты, салаты, йогурты+ Мало того, что за день не съели - все за борт, на корм рыбам. Как же стонал мой желудок при виде выкидывания кастрюли супа, или миски салата за борт! На мои порывы пресечь это варварское отношение к еде, мне отдавали эту кастрюлю с супом и говорили: "что не съешь, то выкинем". Желудок забивался до отказа, утрамбовывался, опять забивался и еще немного, через "не могу больше". И так 3 раза в день. Первый раз за всю сознательную жизнь я не смогла доесть то, чем меня кормили и+ позволила выкинуть еду! Но когда передо мной поставили 3-х литровую банку свежезасоленной красной икры и ведро крабов+ надо есть через "не хочу". Столовой ложкой, из 3-х литровой банки есть красную икру - это здорово!
Отоспавшись, иду осматривать окрестности. Пароход оказался огромным: 6 палуб, сауна, бассейн, тренажерный зал+ Поднимаюсь на мостик. Сколько здесь всего интересного! Радары, навигаторы, карты, компасы, приборы для измерения глубин, много "неопознанных" приборов и кнопочек. Рассматриваю в бинокль иногда попадающиеся другие корабли, дельфинов, резвящихся у борта, фонтаны испускаемые китами (самих китов, к сожалению, так и не видела ). Кругом вода, вода, вода+
4 дня в плавучем доме отдыха и мы пришли в Ванино. По плану, здесь должны на день здесь задержаться и идти дальше в Находку. Но причал оказался занят и 2 дня "бултыхаемся" на рейде. Наконец, встаем к причалу. Вместо 1 дня говорят, что будем стоять 3, потом 5, потом неделю. Всех на берег пускают, а меня, как нелегала на борту, нет. Послухам, от сюда идет достаточно проезжая дорога на Комсомольск-на-Амуре и я взмолилась - выпускайте! В конце концов, появилась возможность вырваться с порта. Прощаюсь с командой, с капитаном, сгружаем Шельму на берег и грузим в кузов небольшого грузовика, в машине мне велено "пригнуться и сидеть тихо, дабы на КПП не заметили". Вот так, контрабандой, выбираюсь на берег. Свобода! Ура! Я на материке!
На берегу меня встречает Мишаня - байкер с Сов. Гавани, что за 30 км отсюда и уговаривает взять его с собой в Находку на слет мотопутешественников ЛКО (Лицом к Океану). Ну что, Шельма, возьмем? Ехать, в принципе, не очень далеко, всего 1500 км. Шельма в знак согласия послушно заводится и мы едем в Сов. Гавань - маленький городок на берегу океана. Старт назначен в 6 утра ибо к вечеру хотелось бы добраться до Хабаровска (700 км). Перевязываю багаж, освобождая пассажирское место, упаковываю Мишанины вещи.
Поехали! Бедная Шельма тяжело, но послушно везет нас вперед. Перегруз (пассажир в 80 кг + его походный набор вещей) хорошо ощущается на каждом подъеме. А дорога идет по горам с постоянными подъемами и спусками. Не смотря на грунтовку, пыли очень не много, наверное потому, что редкие машины еле едут, а, следовательно, не сильно пылят. Дорога местами разбита, местами достаточно большие камни, но после БАМа и Колымы кажется мне великолепной. Ни одного брода, ни одной лужи, ни одного обвала или промоины, а это уже отличная дорога. Километров через 300 неожиданно, начинается асфальт - новый, только что положенный асфальт. Ехать одно удовольствие. Перед трассой Хабаровск - Комсомольск первый раз за много километров останавливает гаишник. Но что-то ему во мне не понравилось. Так, со мной не разговаривали даже московские гаишники! Проверил все документы, сверил номера, захотел найти выбитый номер на ИЖевской раме (которого нет и не было ни на одном ИЖе)! Даже придрался к "не чистому" виду мотоцикла.
- Ну уж извини, но какой же он может быть после почти 7 т.км грунтовых дорог!
- Ты уже 20 км по асфальту проехал, мог бы и помыть!
- Никогда и ни за что не буду мыть мотоцикл в походе. Примета плохая! Хочешь - мой сам!
Так и не найдя, за что меня оштрафовать, зло отдал документы и, ругаясь, ушел.
Хабаровск. Нас встретили ребята из "Crezy Divizion" провели по городу. Огромный мегаполис меня пугает. Машины, светофоры, люди, дорожные знаки, разметка+ Судорожно вспоминаю правила дорожного движения, что ехать надо по правой полосе (а не где захочется), на красный свет надо стоять, пешеходов (которые почему-то постоянно хотят перейти дорогу) надо пропускать или хотя бы не давить (все ж таки не зайцы, которые замечательно идут на ужин). Все кажется каким-то диким и непривычным.
Утром мы с Мишаней выдвигаемся дальше на Владивосток. С ребятами прощаемся ненадолго - в Находке на ЛКО скоро встретимся. И опять дорога. Как приятно видеть наши, русские березки. Пусть не высокие, пусть кривоватые, но березки+не низкий ползучий кедровый стланик, не корявые лиственницы, а березы+ Как я по вам соскучилась! Невероятное количество огромных бабочек разбивается о шлем. Бабочки настолько большие, что порой больше похожи на маленьких птиц. Из-за перегруза стала растягиваться цепь (а ведь когда-то меня предупреждали, что малейший перегруз в походе грозит незапланированными поломками+), приходится постоянно подтягивать. Погода отличная. Всего лишь неделю назад шел снег и замерзал чай, а теперь не знаю куда деться от жары. Широта-то Крымская! Несмотря на жару Шельма "скрипит, но едет". Хорошо, что нет больших затяжных подъемов. Неожиданная встреча с ребятами, которые на скутерах, этих "японских табуретках" из Твери (!) едут во Владивосток. Здесь мы практически земляки и 500 км, отделяющие нас на западе стираются многими тысячами пройденных километров.
Владивосток. Описать свои чувства при въезде в город не могу. Это и "щенячий" восторг, и гордость за себя и Шельму, что не подвела и+ Голова "квадратно-прямоугольная", сумбурные мысли не собрать "в кучу". Теплая, дружеская встреча с Синусом. Поняв мое "невменяемое" состояние, Синус проводил к своим друзьям, "определив на жилье". Договорились, что вечером, когда я хоть немного "приду в себя", мы к приедем к нему "пить пиво".
Мишаня уехал на автобусе в Находку, а я решила задержаться во Владике, т.к. на обратном пути буду торопиться, а очень хочется посмотреть на этот "Туманный Альбион". Т. Женя и ее дети Митя с Аней приняли меня в свою семью. Да и мне казалось, что я их знаю всю жизнь.
Владивосток построен на сопках: крутые, даже очень крутые подъемы и спуски. Как ездят здесь зимой по гололеду, осталось загадкой. Близость Японии дает о себе знать - за 3 дня увидела около 5 (!) нормальных "праворуких" машин, из них 3 было КАМАЗа . Рассказывать про город можно очень и очень долго, лучше съездите и посмотрите сами "Дальний Восток это близко!".
10 августа вместе с новыми друзьями небольшой колонной выдвигаемся в Находку на ЛКО. Дорога ласково ложится под колеса, километры летят незаметно. Вроде бы только закончился Владивосток, а уже начинается Находка. Как-то подозрительно изменился звук мотоцикла. Пока думала и прислушивалась, пока остановилась, смотрю, а в одном из глушителей нет флейты. А я-то голову ломаю, почему "уши закладывать стало"! К уже привычному грохоту движка добавился прямоток. Теперь меня еще дальше слышно, жалко, медведей больше нет, пугать некого .
ЛКО. Один из лучших слетов на котором мне удалось побывать. На самом берегу Японского моря (а в общем-то, Тихого Океана) собрались путешественники и им "сочувствующие" со всей страны, а точнее со всего мира. Кто на мотоцикле, кто на машине, кто авто (и мото) стопом, кто на самолете или поезде. Подъезжаю, оглядываюсь, вокруг собираются какие-то люди+ снимаю шлем: "Всем здрасьте!". А в ответ: "Готова?" и+ обливают пивом. Нет, пиво это внутреннее, а не наружное! Оказывается, меня здесь уже все знают, благодаря сайту Синуса. Я-то еду себе и еду, никого не знаю, а за мной "следят", где-то теряют, где-то находят, волнуются, когда опять "теряюсь"+ А то я удивлялась огромному количеству СМС-ок, сыпавшихся мне на телефон. Спасибо вам! Безумно приятно знать, что ты не один, что тебя где-то ждут, что случись беда тебе помогут, да и не только беда - в каждом боле менее крупном городе встретят, накормят, напоят, положат спать, подсобят с ремонтом техники.
Написано про слет уже много, и не буду повторяться. Просто было здорово! Океан, пиво, новые друзья, и опять океан. Как здорово ночью качаться на волнах Тихого Океана, смотря на звездное, бесконечно высокое небо или нырять в накатывающиеся крошечные цунами. Из-за размножающегося планктона Океан светится, словно где-то глубоко под водой включили прожектор. Вплываешь в эти светящиеся пятна и потом сам светишься+
Но о насущном. Надо подготовить Шельму к обратной дороге. Впереди 11 т.км еще один "спец участок" федеральная трасса Хабаровск - Чита. Позади - 13 т.км, пройденных практически без ремонта. Надо почистить ЦПГ от нагара, заменить растянувшуюся цепь, поменять масло в общем обычное ТО. Но не тут-то было - у меня отбирают ключи и отгоняют от мотоцикла. "Не женское это дело гайки крутить. Что, мужиков нет что ли? Сейчас все сделаем.". Кроме планового ТО оказалось, что спицы на заднем колесе разболтались настолько, что колесо надо либо менять, либо переспицовывать. А вот это уже плохо, т.к. найти запчасти на ИЖа (как в прочем и на все сов. мотоциклы) здесь довольно проблематично. Но Клондайк запчастей в виде штраф. стоянки остался и, к моему удивлению, гаишники спокойно разрешили позаимствовать колесо.
15 августа. Прощаюсь с друзьями, прощаюсь с Океаном и трогаюсь в сторону дома. Витя провожает меня до штраф. стоянки, а гаишники, не проверяя документы только спросили:
- Ну что, Александра, домой поехала?
- Угу, домой, вот только колесико можно?
- Да бери какое нравится!
Выбираю колесо, переобуваю резину. Жара страшная. Погода словно решила оправдаться за 1.5 месяца дождей и выдать все летнее солнце за раз. Воздух настолько обжигающий, что даже на ходу жарко. Останавливаюсь, за 5 мин становишься настолько мокрым, будто из Океана только что вышел, еду+ приятный холодок по всему телу и опять невыносимо жарко. Ночевать остаюсь в Уссурийске, а завтра рано утром, по холодку на Хабаровск.
Утренний холодок затянулся+ стал накрапывать дождь. Привычно мокрая дорога приводит в Хабаровск. Указателями город не избалован, пришлось "брать языка". За 15 дней надо добраться до дома, т.к. 1 сентября заканчивается отпуск. Если все нормально, то успеваю, поэтому решаю дотянуть до Биробиджана. Дни и часы надо экономить на внештатные ситуации. Великолепная дорога приводит в столицу Еврейской авт. обл. Что тут еврейского не знаю - город как город. Останавливаюсь около стелы "Биробиджан", звоню Сергею, а телефон отключен. "Ночь, темно и ни видать ни зги+". Где ночевать? Привязываю палатку одним концом к стеле, другим - к рулю мотоцикла и ложусь спать. Утро. Вокруг какие-то КАМАЗы+ Быстренько собираюсь, пока они не проснулись и в путь. Погода наладилась, но уже не такое невыносимо пекло. Хоть солнце и светит, но на ходу не жарко. Осень, однако+
Асфальт то заканчивается, то снова начинается. Дорогу где-то строят, где-то уже построили, но особых сложностей пока нет. Единственное "нехорошее место" - глинистый объезд в районе г. Облучье. Около 20 км глины, маневрируя между Белазами и экскаваторами, пролетаю на одном дыхании.
Смотрю, на обочине стоит мотоцикл, заднее колесо снято, куча вещей и инструмента лежит рядом. Останавливаюсь. "Привет, что случилось?". А в ответ длинная тирада на английском языке. Эх, с моим знанием по-английски только "My name's Sasha" только с американцами и разговаривать, а он что-то говорит и говорит. Вспомнила, что это американский путешественник Майк, который пошел в кругосветку. Он тоже был на ЛКО, но т.к. он "рашин ноу", а я "инглиш нет", то познакомиться там не получилось. Понимаю по его объяснениям, что проколол заднее колесо, его стало мотать по дороге, но он не упал, а остановился на обочине. Вытащил гвоздь, перебортировал колесо, но почему-то оно не накачивается и спускает. Эх, американцы, американцы, всему вас учить надо! Бортировать колеса и то не умеете! "I, you, help?" - мой ломанный английский. Беру монтировки, разбираю колесо. Камера нормальная, но Майк "закусил" ее монтировками. Показываю, как клеить камеры (хорошо, что он догадался вставить камеры в свои бескамерные колеса), как бортировать колесо, что лучше мылом смазать край покрышки и обод, чтобы было легче+ накачиваю+ держит, не спускает. Майк весь светится от счастья. Но вставляй колесо на место сам, откуда я знаю, как на твоем эндурике это делается. "О, черт!" - вольный перевод слов Майка. Выпала тормозная колодка. Как вставить ее на место он не знает, а я тем более. Из "закромов Родины" достается "мурзилка" (инструкция по ремонту и эксплуатации ) на чистом английском языке, открывается на странице тормоза. Ничего не понятно, но картинки хорошие. Вставляю колодку, затем колесо+ Восторгу Майка нет границ. Похоже решив, что я что-то понимаю в его мотоцикле, он меня не отпускает. "I go very small скорость" - говорю я. А в ответ что-то совсем не понятное. Вот приеду домой и буду учить английский язык! Майк что-то говорит про гостиницу, и благодарность. Какая гостиница! Мы на федералке! Тенто, только тенто! Какая благодарность! В следующий раз изучай матчасть! Солнце предательски близится к горизонту и надо искать ночевку. Совсем мало получилось проехать сегодня, но ничего, потом наверстаем.
Находим изумительное место на берегу реки Томь (другой, не Томской ), разбиваем лагерь. Готовлю ужин (любимые макароны с тушенкой), кормлю бедного Майка. Естественно ни ложки, ни миски, ни, тем более, котелка, у него нет+ Ну как же ты собрался в Россию, в нашу Сибирь! И тут вас учить надо! Майк ложится спать (хорошо, что у него есть хоть палатка и спальник), а я долго еще сижу на речке. Закатными лучами солнца вода подсвечивается неописуемыми красками. Рыба, словно дразнясь, так и играет. Сейчас бы удочку или хотя бы леску, но моя уплыла во время заточения на острове, а у Майка даже спрашивать бесполезно. А какая теплая вода! Парное молоко+
Утро. Фантастический рассвет, но пугают темные тучи, стремительно надвигающиеся с юго-запада (китайцы буянят ). И правда, только выбрались на дорогу, как полило. Температура резко упала, холодно+ мокро+
Дорога более-менее хорошая. Однако все больше и больше ям, предвещающих конец асфальта. Космодром Свободный. Объяснить Майку, почему меня так заинтересовало это место, не получилось, может у них "там" космодромы на каждом углу?
Небо словно кто-то заштопал - тучи разошлись и дорога мигом просохла. Шимановск. Предлагаю Майку "загрузиться" на паровоз и спокойно доехать до Читы, но он ни в какую. Ну что ж, тогда поехали дальше. Надо сказать, что "поганой федералки" которой так усиленно меня пугали, я так и не увидела. Хотя, может так показалось после БАМа и Колымы (все познается в сравнении), но я готовилась к гораздо более тяжелой дороге. Ровная, достаточно широкая, укатанная дорога. Пыльная, но что вы хотели от сухой грунтовки (хотя дорога на Якутск гораздо более пыльная). По одиночке, а то и целыми караванами летят перегонщики - гонят машины с Владивостока в Центральную Сибирь. Ведут они себя на дороге крайне неуважительно - несутся, словно не замечая никого. Мелкий песок, а порой и камушки, поднятые их колесами колют лицо и руки. Майк то и дело отстает+ а что хотел+ не Америка+ а тут еще умудрился упасть. Сам жив здоров; мот практически в порядке, только отломал крепление одного ящика. Притягиваем ящик ремнями и потихоньку двигаемся дальше. Я чувствую, что ему очень тяжело, но+ предлагали же паровоз+ сам не захотел+
Останавливаемся у придорожного кафе попить чаю, смотрю, подъезжает мотоциклист. Ух ты, да это же Саня с Тынды! Он и Сергей тоже возвращаются с ЛКО домой. Ну вот, нас уже четверо. Длинной вереницей растягиваемся по дороге, чтоб не глотать пыль впереди идущих. Как только солнце приближается к горизонту, становится очень холодно. Да еще вдобавок спускается густой туман. Словно тени, скользим друг за другом в тумане и пыли.
Разбиваем лагерь на бывшей стоянке дорожников ибо дорога новая и свороток в лес практически нет. Внизу большая лужа, или маленькое озерцо. Сообща решаем, что это, наверное, скопилась дождевая вода, а следовательно, вполне пригодна для употребления. Вода как вода, но на всякий случай кипятим.
Утро. Пока солнце не поднимется достаточно высоко, осенний холод заставляет шевелиться. Завтракаем, сворачиваем палатки и опять растягиваемся по дороге, опять глотаем пыль и опять любуемся сопками, по которым проложена дорога.
Невер. Сане с Сергеем уходить на Север, а нам с Майком дальше на Запад. Мы все едем домой, только кому-то 200 км, кому-то 10 т км, а Майку+ очень далеко. Решаем заправить баки бензином, желудки чаем и потом разъехаться. Случайно замечаю, что обод на моем заднем колесе немного "не круглой" формы и видно камеру. То ли где-то ямку поймала, то ли камень, а ровнять надо, ибо, если забьется песком, будет "плохо". У Сергея же колесо вообще спустило - где-то, видимо, поймал "шпиона". Заезжаем на шиномонтаж подшаманить технику. Снимаю колесо, беру кувалду и+ вперед на правку колес. Майк, кинулся за фотоаппаратом. Еще бы, у него колеса аккуратно отбалансированны грузиками, а тут+ "рашин сервис"! Ну вот, мотоциклы готовы к бою, прощаемся - и дальше в путь.
Все такая же пыльная дорога ведет на запад, все больше и больше отдаляя нас с Шельмой от Тихого Океана. Расспрашиваю встречных водителей про дорогу. Пугают что дальше совсем плохо, заправок нет, какие-то страшные карьеры и перевалы. Ничего "страшного" мне так и не попалось. Правда после Могочи федералка еще не отсыпана и объезд около 150 км идет по старой дороге "местного значения". Свернув на "объезд" больше не попалось ни одного указателя. Несколько раз "блуданули" в деревушках, но с помощью местных или "по солнцу" довольно быстро находили нужное направление. Проблем с горючим (ДТ, 76, 92) нет. Заправки попадаются довольно часто (не верьте местным, что на 300 км нет ничего!), некоторые, правда не работают, но всегда можно свернуть в поселок и там заправится. За 140 км до Читы неожиданно замечаю, что под колесами асфальт. Он начался настолько неожиданно, что если бы не разметка, может еще позже бы заметила. Прощаюсь с Майком. Он сильно устал и хочет отдохнуть, а мне надо торопиться. Слишком много времени потеряла, а 1 сентября, а с ним и необходимость присутствия на работе, неуклонно приближается.
Чита+ "дикие степи Забайкалья"+ Бурятия+ Улан-Уде+ Километры незаметно пролетают вместе с дорожными знаками, деревнями и городами. Ну здравствуй, батюшка, Байкал! Все так же величаво и мудро великан дремлет, склонив свою седую голову.
Тулун. Вот и замкнули мы с тобой, Шельма, большое Колымское кольцо+ 1,5 месяца назад отсюда я свернула в неизвестность БАМа. Помнишь, как было страшно, помнишь, как бодрили мы с тобой друг друга, что пройдем и вернемся+ Шельма, словно почувствовала дорогу домой (а ведь Борода предупреждал, что она не любит возвращаться+) - огромный гвоздь пропорол колесо. Снимаю, разбираю, клею+ еду дальше.
Тайшет. Что-то после заправки Шельма не захотела заводиться+ Уговариваю - заводится, но какое-то подозрение и пока непонятная тревога закралась. И точно, не доехав 300 км до Красноярска какой-то странный хлопок и+ заглохли. Через выхлопное окно вижу, что нет куска кольца. "Терпенью машины бывает предел+", приехали+ Мимо проходит УАЗик. Я думаю если УАЗик, то местный, а если местный, то может подсказать, где ближайшая деревня и где можно отыскать запчасти. УАЗик проехал мимо, но через 2 минуты вернулся. "Да я не местный, но километров 5 назад была большая деревня.". Благодарю, УАЗик уезжает, а я иду в деревню на поиски колец. В деревне УАЗик снова меня догоняет: "Я вот подумал, что бросил тебя на дороге+ Садись, поедем вместе искать". До магазина оказалось 25 км. Едем, разговариваем. Водитель УАЗика, Саша, с Сургута поехал в отпуск. Попытался пробраться в Магадан так же как и я, по БАМу, но не сумел и вернулся назад. Съездил на Ольхон, а сейчас ехал в Белоруссию к родственникам. А вообще он на этом УАЗике облазил весь Север, всю тундру. Турист туриста чует за версту! Находим кольца, возвращаемся к Шельме. Благодарю за помощь, фотографируемся на память, обмениваемся телефонами и адресами.
- Тебе помощь нужна?
- Нет, дальше справлюсь. Кольца поменять - пол часа работы. Спасибо!
Саша уезжает, а я принимаюсь за ремонт. Снимаю цилиндр, а кольца-то на месте и целые. Зато сломалась перемычка между 2 и 3 кольцом. Сломалась удачно: вылетела без задиров на зеркале цилиндра. Ставлю одно кольцо и пытаюсь растолкать мотоцикл, но ничего не получается. Тут приходит СМС-ка от Саши: "Сообщи о результатах ремонта". "Результаты пока плачевные - надо менять поршень". "Я возвращаюсь. Жди.". Удивительно, но Саша действительно вернулся и привез поршень. "Все, мне надоело возвращаться, пока не заведешься, не уеду". Ставлю поршень, а он+ кривой и не очень плохо входит в цилиндр. Саша забирает поршень и цилиндр и едет менять, а меня оставляет варить обед (или ужин). Привозит, ставлю+ расстояние между стопорными кольцами меньше длины пальца+ едет, меняет, ставлю+ и опять палец не встает+ едет, стачивает на 2 мм палец+под каким забором льются эти поршни! В 12 часов ночи при свете прожектора Шельма завелась! Ура! Все ж таки, Планета есть Планета! Даже если она сломалась, то починить можно под любым кустом! Слухами земля полнится и о моей поломке уже известно в Красноярске и Борисыч с клуба "Кентавры" выехал за мной. 300 км, по убитой дороге, в ночь! Вот такие есть у нас в России люди! Спасибо вам!
В 6 утра приезжаем в Красноярск. Отсыпаюсь, отмываюсь, ставлю 4-й поршень+ но и он постоянно клинит. Меняю втулку, 5-й поршень, новый палец. Сколько можно! Когда-нибудь я найду нормальные заводские (а не левые) запчасти! Рискую поехать дальше. Поршень немного подклинивает, но я надеюсь, что притрется. До Новосибирска притрется, до Омска притрется+ Как нудно ехать (а скорее ползти или двигаться) со скоростью 60 км/ч по бесконечным полям и болотам Западной Сибири. В Омске догоняю Сашу на УАЗике (он задержался у друзей) и дальше едем вместе. В Е-бурге наконец-то понимаю, что поршень НИКОГДА не притрется и надо что-то делать. Вася, "предводитель Уральских байкеров" договаривается о ремонте в Ижевске (700 км еще проползу, но не дальше). Но сегодня 1 сентября - первый рабочий день, а я еще на Урале. А почему бы "меня случайно не заболеть"? А на самом деле, почему бы и нет+ Внезапно обнаружилась "крупозная пневмония справа и абструкция легких" (до сих пор не знаю что это такое ). Предлагали, правда, обнаружить "черепно-мозговую травму", но я хоть и понимаю, что с головой не все в порядке, но как-то слишком круто+
Надо отдать должное Ижевскому Мотозаводу: всего за 2 дня сделали (и абсолютно бесплатно!) полный капремонт мотоцикла с заменой всего даже просто подозрительного. Выкатив Шельму с мастерской я ее не узнала. Она так не работала никогда: коробка четко включается, никакого грохота или дребезга, тормоза - не хуже дисковых. Ведь можете, если захотите!
Как известно, "пневмония" лечится только в Астрахани на Караване арбузами. Еду "лечить". Саша решает ехать со мной, т.к. в Астрахани тоже не бывал. Сворачиваем на Набережные Челны, Самару и дальше по Волге вниз. Чем южнее, тем теплее. Уже не такие холодные ночи, лес сменяется посадками и степями. В Волгограде становится совсем жарко. Еще вчера я грелась в УАЗике, а теперь радуюсь что на мотоцикле - тут хоть обдувает.
Базовый лагерь Каравана. На встречу выходит Антон Ткаченко и, как всегда, приветствует басом: "Ну, спешивайся, что ли!". О, это долго и сложно, вросла уже в сидение и руль . Всего 3 месяца назад мы прощались в Ярославле на Улейме, а кажется, что это было так давно! Первым делом ищу вологодский лагерь. Борода, так же приехавший на Караван, звука Шельмы не узнал - слишком тихо работает+
Базовый лагерь стоит на берегу одного из рукавов Волги. Чуть в сторону - степь и пустыня. Несмотря на "уговоры" не ехать на барханы на Планете, я все же поехала. "Зыбучий" песок на дороге словно засасывает. Едешь медленно - зарываешься в песок, быстро - страшно+ Все же пересиливаю себя и откручиваю газ. Влетаю на очередной бугорок и+ лечу. Колеса отрываются от земли и зависают в воздухе. Дорога здесь скорее не для того, чтоб по ней ехать, а чтоб показывать, куда надо двигаться. Сворачиваю в степь. Стадо верблюдов не спеша обгладывает все, что не успело высохнуть. Медведей я уже погоняла, почему бы верблюдов не погонять ? Я к ним, а они от меня+ Надоело гонять верблюдов - поехала гонять по степи табун лошадей+ В общем немного похулиганила .
"Пневмония", к сожалению, заканчивается, "вылеченная" раками и арбузами, и надо выбираться ближе к дому. Предложение быстренько съездить в Мурманск и т.о. пересечь нашу Родину с Запада на Восток и с Юга на Север, не смотря на всю заманчивость, отвергла, ибо не хочу рисовать "крест" на России.
Домой, домой, домой+ "В суету городов и в потоки машин возвращаемся мы, просто некуда деться". Чем ближе к Москве, тем привычнее природа "за бортом". Вот закончились выжженные солнцем бескрайние степи, закончились редкие посадки+ начинаются леса и поля+ ускоренное наступление осени, вдоль дороги пожелтевшие деревья, листопад+ "Мы возвращаемся на базу, а на дворе уже зима+". 94 дня назад я покидала эти, уже родные, места. Теперь я возвращаюсь, чтобы собраться с силами в новый, не менее интересный поход. За пройденные 28 т. км во мне что-то поменялось. Я испытала себя, испытала мотоцикл, хоть немного, но прикоснулась к судьбам людей и истории+ начала верить в чудеса и крепкую дружбу+ "Оставьте не нужные споры, я себе уже все доказал, лучше гор, могут быть только горы, на которых еще не бывал+". Это маленькая, но победа!
Еще и еще раз, СПАСИБО всем, кто мне помогал в пути, поддерживал, волновался, ждал, да и просто верил, что все получится. Борода - Шельма действительно оказалась "добрым" мотом, мы подружились и она не подвела!
Итого:
За 94 дня на мотоцикле ИЖ-Планета-5 своим ходом пройдено около 28 т.км, из которых около 8 т.км по тяжелым грунтовым дорогам, по бродам и шпалам. Можно хвалить нашу технику, можно ругать, но за весь поход:
1. заменен сгоревший генератор;
2. заменены подшипники в колесах;
3. заменена цепь;
4. заменен поршень и палец;
5. заменен спидометр.
Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: OSS (24.04.2007) | | |
Просмотров: 4416 | Комментарии: 1 | |