Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
Чили и Аргентина - технические вопросы путешествия

В ноябре 2017 года я, утомленная русской тоской, купила билет в один конец до Сантьяго. План был таков: приехать, попутешествовать сначала обычными способами (в основном получилось автостопом), потом купить мотоцикл и продолжить поездку на нем. Мне казалось - что может быть проще, чем купить мотоцикл и отправиться на нем по Латинской Америке? Но когда начала гуглить, как это сделать, была озадачена. Многочисленные блоги, рассказывающие о подобном опыте, в основном фокусируются на местных красотах и туристических восторах. Практической же информации о том, как организовать поездку, кот наплакал. Тем более что в последнее время правила игры существенно изменились, и немногочисленные опубликованные how-to уже стали неактуальными. Поэтому я решила написать подробно о нашем опыте путешествия на мотоцикле по Латинской Америке, делая акцент на его технических деталях. Получилось весьма многословно, но для тех, кто всерьез планирует подобную поездку, думаю, что небесполезно.

Важно: в тексте я описываю исключительно личный опыт, как съездить по Латинской Америке по маршруту Сантьяго - Огненная Земля - Буэнос-Айрес - Сантьяго. Возможно, другие путешественники решали аналогичные задачи иными, более простыми или дешевыми способами, поэтому дополнения и уточнения возможны. Цены и прочие данные указаны мной по состоянию на февраль-март 2018 г. в примерном пересчете на рубли.

Итак, что нужно для путешествия по Чили и Аргентине

1) Получить RUT

Пожалуй, самое важное, чего мы не знали заранее - то, что если вы хотите купить мотоцикл в Чили, вам понадобится так называемый RUT. Это аналог ИНН, необходимый для совершения любых юридически значимых действий. Несколько лет назад процедуру получения RUT усложнили, и теперь вам понадобится поручительство гражданина Чили.

Ваша задача - найти такого человека (по знакомым, в русскоязычных группах Facebook, на Couchsurfing и т. п.). По большому счету, такое поручительство ни к чему не обязывает, за исключением того, что на почтовый адрес поручителя будут приходить разные уведомления и прочие официальные бумаги (и то - в теории). Предполагается, что он сможет передать их своему подопечному. Единственная сложность для поручителя - ему придется потратить несколько часов. Сначала он должен посетить с вами любого нотариуса (notaria) для составления доверенности, потом Registro Civil (аналог российских МФЦ) по месту его жительства либо SII (налоговая) для постановки на учет. Нотариусу придется заплатить в пределах 3000 руб., услуги чиновников бесплатны. От вас потребуется предоставить только загранпаспорт. Подробная инструкция о получении RUT на испанском языке здесь.

Есть компании и адвокатские бюро, которые помогают оформлять RUT иностранцам, но стоимость их услуг несоразмерна трудозатратам - она доходит до 25 000 руб.

2) Найти подходящий мотоцикл

Когда есть RUT, можно заняться выбором мотоцикла. В офлайне искать его можно у дилеров, начав, например, с Avenida Kennedy, где высокая концентрация магазинов с самой разной техникой. Сантьягинос (местные жители) утверждают, что покупка мотоцикла в престижном районе Las Condes - дело менее рискованное с точки зрения дальнейшего вылезания "косяков”. Кроме того, при покупке мотоцикла в магазине зачастую удается заранее договориться о trade-in по окончании путешествия.

Купить новый мотоцикл - не проблема. С подержанными мотоциклами дилеры связываются не так охотно. У них обычно достаточно широкий выбор кубатурной свежей техники. Но, возможно, она не вписывается в ваши планы или просто не по карману. Если вы хотите купить что-то с существенным пробегом или небольшим объемом двигателя, то, вероятно, искать такой мотоцикл придется по частным продавцам.

С ними риски примерно те же, что и в России: вы, по сути, покупаете кота в мешке. Предъявлять претензии в случае неожиданно вылезших "косяков” будет некому. Кроме того, платить, скорее всего, придется наличными, и на этом вы можете потерять кругленькую сумму (о порядке расчетов - ниже).

Основных площадок для поиска подержанного мотоцикла два: Yapo.cl и Chileauto.cl. Там выставляют на продажу технику и частники, и магазины. Опыт подсказывает, что перед визитом к последним лучше уточнять наличие конкретного мотоцикла. С некоторыми магазинами можно связаться по WhatsApp - но, вероятно, только по-испански. То же касается частников. К этому следует быть готовым.

Найти мотоцикл, уже подготовленный к путешествию, можно и на форуме Horizons Unlimited. Однако следует иметь в виду, что многие продают на нем технику, зарегистрированную в других странах. От ее покупки лучше воздержаться. В противном случае, чтобы продать ее в дальнейшем, вам придется сначала заплатить ввозную пошлину - до нескольких тысяч долларов.

Мы в итоге нашли BMW G650 GS на Chileautos.cl. Не имея инструментов и знаний в достаточной степени, проверку его технического состояния делали в сервисе. GS Service специализируется на этой модели, осмотр каждого из трех "кандидатов” стоил нам около 3500 руб. Связывались с сервисом также по WhatsApp. Механики, как правило, по-английски не говорят, менеджеры - худо-бедно. А устный испанский в Чили просто ужасный.

3) Купить мотоцикл

Если удалось найти подходящий мотоцикл в салоне - считай, с оформлением покупки повезло. Менеджеры берут большую часть бумажной работы на себя (хотя, в целом, она не слишком обременительна). Однако вне зависимости от того, покупаете вы мотоцикл у частного лица или у дилера, договор заключается в нотариальной конторе. Ее сотрудники составляют текст договора, после чего нужно внимательно проверять данные мотоцикла, а также сведения о сторонах сделки. Эти же люди же отправляют сведения о сделке купли-продажи в Registro Civil, где регистрируется переход права собственности. Для посещения нотариальной конторы понадобится RUT и загранпаспорт.

Покупатель оплачивает услуги нотариуса (ориентировочно 3000 руб.) - к оплате принимаются, как правило, только наличные. Передача денег частному продавцу обычно осуществляется там же, в нотариальной конторе. Дилеру можно заплатить в его кассу - наличными или картой.

Денежные расчеты с продавцом - самый накладный момент процесса покупки мотоцикла. Какой способ вы бы ни выбрали, вы потеряете в деньгах.

  • Банковский перевод. Если ваш банк и разрешает трансграничные операции, вы потеряете несколько процентов за проведение операции (мой банк берет 5%). Кроме того, перевод может быть зачислен в течение нескольких дней. До этого момента продавец, вероятно, откажется передавать мотоцикл, даже если нотариус уже удостоверил переход права собственности.

  • Другие виды безналичного перевода: PayPal, Western Union, Transferwise. Каждый из этих сервисов требует процент за проведение операции. Кроме того, например, в Western Union есть ограничение по размеру единовременного перевода.

  • Наличные песо. Получить их можно в банкомате, но большая часть чилийских банкоматов берет таксу от 400 руб. и выше за одну операцию с российскими картами. Максимальная дневная сумма снятия для владельцев карт российских банков - 20 000 руб. Бесплатно снять деньги с российской карты можно только в банкомате Banco Internacional в районе метро El Golf (работает только в будние дни и до 14:00).

  • Наличные доллары и евро можно обменять на песо, но обменники себя также не обижают. Так что 2-3% от суммы вы все же, вероятно, на этой операции потеряете. Местные рекомендуют сеть обменников Afex. Не всегда самый выгодный в городе курс, но считается, что меньше вероятность нарваться на неприятности. По возможности, внимательно проверяйте купюры в пунктах обмена валюты - вероятность наткнуться на подделку сравнительно невелика, но рваную купюру подсунуть могут запросто.

  • Наличные доллары. Вероятно, самый выгодный способ проведения расчетов. В этом случае морока с обменом и прочим - забота продавца мотоцикла. Но, разумеется, не каждый согласится продать его за доллары. Евро как валюта для расчетов в Чили не котируется .

4) Подготовить мотоцикл к путешествию

Мы воспользовались услугами того же сервиса, где осматривали мотоциклы перед покупкой. Там мы заменили расходники, жидкости и т. д.

Оставался вопрос с багажом. Нам достался мотоцикл с комплектом из трех кофров. Однако по непонятной причине большинство мотоциклов, даже туристических, в Чили оснащают задним кофром размером четко под шлем-интеграл, не больше. Мы же ехали  вдвоем на одном мотоцикле и с полным комплектом туристического оборудования: палаткой, спальниками и т. д. Поэтому этого оказалось мало.

Проблему с размещением багажа на мотоцикле решили покупкой двух герметичных баулов в магазине MotoMundi. Там же купили багажные стропы для крепления баулов и разную туристическую мелочь. Там же можно заказать изготовление площадки под кофр (1300 руб.) и прочие металлоработы. Мы, впрочем, воздержались.

Две канистры для бензина Givi объемом по 2,5 л каждая мы купили в магазине Procircuit (2800 руб.). Там же был куплен расширитель подножки (широкая "подошва” для парковки на мягких поверхностях).

За недостающим инструментом, запасной резиной, ремкомплектами и прочей необходимой в путешествии мелочью мы отправились на улицу Lira. Это целая мотоулица, сплошь состоящая из мото- и в меньшей степени автомагазинов. Из техники на ней продают в основном китайскую и бразильскую, а также подержанную японскую. Впрочем, делать на Lira сколько-нибудь существенные покупки не рекомендуется. Найти оригинальные запчасти на ней тоже весьма маловероятно. Но если нужно купить что-то не очень важное и при этом сэкономить, то улица Lira для этого отлично подходит. Здесь же расположены гаражные мотосервисы, по виду - как российские. Вероятно, качество ремонта в них аналогичное, поэтому мы так и не решились к ним обратиться.

5) Отправиться в путь

Оплата дороги

В Сантьяго действует собственная система платных дорог. Если вы купили подержанный мотоцикл, то, возможно, на нем уже установлен транспондер для автоматической оплаты - TAG. Если нет, то есть несколько возможностей оплатить проезд (официальное разъяснение на английском тут).

  • Онлайн. Оплатить можно за месяц до поездки или в течение двадцати дней после нее. Существенный минус один: плата производится в системе WebPay. Она неохотно работает с банковскими картами, выпущенными российскими банками (мы проверили карты трех разных банков, раза с десятого оплата прошла).

  • В Servipag. Это кассы, принимающие оплату за самые разные услуги (например, коммунальные платежи). Они обычно бывают в торговых центрах, крупных супермаркетах.

  • На заправках Copec. Оплатить проезд можно только на крупных заправках Сорес, где есть магазин Pronto (с красной вывеской). На заправках Сорес с магазином Punto оплату за проезд не принимают.

Важно: дешевле заплатить за поездку заранее - тогда она обойдется примерно в 580 руб. Оплата постфактум будет стоить 900 руб. Очень дорого, поэтому мы совершили несколько поездок по Сантьяго без оплаты, штрафы так и не пришли.

В Чили есть платные федеральные дороги, в частности - Ruta 5, главная транспортная артерия страны. Избежать ее вряд ли удастся вне зависимости от того, куда вы едете - на юг или на север страны. Проезд оплачивается наличными каждые 50-100 км, средняя стоимость - 70 руб. с мотоцикла. На других трассах пункты оплаты дороги могут попадаться значительно реже.

Если вы движетесь к югу Чили по Ruta 7 (продолжение Ruta 5 в южной части страны), то после Пуэрто-Монта вам предстоит поездка на нескольких паромах. Купить билет на паром можно на пристани либо на сайте перевозчика. Мы покупали билеты на сайте Somarco и Transportes Austral, получалось в полтора раза дешевле. Однако в Чили действует внутренняя система платежей Red Compra (она же WebPay, о которой я писала выше), наши банковские карты она принимала не с первого раза.

Ремонт

Чили не изобилует мотомастерскими и мотомагазинами в любом поселении, поэтому важно тщательно подготовиться к путешествию на берегу, а также выяснить, где есть станции техобслуживания на вашем пути. В случае с нашим BMW это было тем важнее, что для работы с этим мотоциклом нужны специфические запчасти и навыки механика. В Осорно и Пунта-Аренасе мы заезжали в Motoaventura - это официальный партнер BMW Motorrad с офисами на протяжении Ruta 5 и Ruta 7 и негуманными ценами. Но зато в этом сервисе худо-бедно можно объясниться по-английски, потому что он специализируется на организации турпоездок для американцев и европейцев.

Впрочем, ноунейм-сервисы как экстренная мера найдутся почти в каждом райцентре. Там же - шиномонтажки, которые в Чили называются gomeria или vulcanita (vulca).

В городе Консепсьоне мы правили угол наклона боковой подножки и проверяли состояние колесных дисков в гаражном сервисе Walter Motos. Его нам посоветовали еще в Сантьяго, в магазине Dos Ruedas. Walter Motos специализируются на BMW, но стараются помочь и всем остальным, и очень недорого.

Таможня

Неважно, куда вы едете - на север или на юг Чили, с большой долей вероятности вам понадобится пересечь границу. Мы пересекали границу только с Аргентиной, но четырежды. В том числе один раз с приключениями (на таможне на острове Огненная земля). Поэтому теперь мы знаем, как важно иметь все документы в порядке.

Это связано с тем, что некоторое время назад поток иностранцев, покупающих технику в Чили и продающих ее в соседних странах, стал слишком уж бурным. Тогда Чили ужесточило порядок вывоза транспортных средств . Теперь чилийские таможенники хотят гарантий возврата транспорта в страну. Если у вас нет статуса резидента Чили, обязательно получите у нотариуса Declaracion Jurada - можно одновременно с оформлением покупки мотоцикла. Этот документ обязует вас вернуть мотоцикл в Чили. Его нужно показать таможеннику, если тот отказывается вас пропускать через границу. В подкрепление своих слов можно вежливо, но твердо сослаться на пункт 17.2.3 закона, регулирующего временный вывоз транспортных средств туристами. Не работает - подождите часок, пока не сменятся сотрудники таможенного поста, и повторите попытку.

Перед отъездом из Сантьяго нам сказали, что на границе нам обязательно понадобится Padron - это карточка, которая свидетельствует о том, что именно вы владелец мотоцикла (вроде российского СТС). Обычно она бывает готова через 2-4 недели после покупки, однако наше путешествие выпало на февраль-март. В это время многие государственные служащие уходят в отпуск, и документооборот замедляется. В итоге мы смогли получить Padron только по возвращении в Сантьяго. Хорошая новость: даже на таможенном посту с самой строгой проверкой Padron с нас не требовали. Достаточно оказалось продемонстрировать нотариально заверенный договор купли-продажи.

Прочее

  • Плохое топливо в Чили и Аргентине нам не попадалось. Оно было плохо только ценой - от 80 до почти 100 руб. за литр бензина марки Super (аналог 95). Почти всегда можно было оплатить его картой, кроме некоторых деревенских заправок.

На Ruta 5 и Ruta 7 заправок не очень много, но если у вас туристический мотоцикл с соответствующим объемом бака, то их вполне достаточно. Если едете на мотоцикле в пампасы, то не лишним будет захватить с собой канистру с бензином. А особенно это важно в Аргентине. На двух главных дорогах страны - Ruta 40 и Ruta 3 - от одной заправки до другой может быть 300 км, а то и больше.

  • Я настоятельно рекомендую брать с собой ремкомплекты и инструменты для покрышек, если вы планируете съезжать с асфальта. В один из дней мы трижды прокололи колесо на грунтовке - и было это не где-то, а на федеральной трассе Ruta 7.

  • Также я рекомендую скачать приложение iOverlander. Оно работает даже без интернета, показывая, где можно заночевать, починиться, заправиться, поесть и т. д.

  • Кроме того, рекомендую купить местную сим-карту. В 2016 г. в Чили принят закон, по которому работать она будет, только если телефонный аппарат куплен там же, в Чили, или зарегистрирован в местном Роскомнадзоре. Поэтому некоторые продавцы в салонах отказываются продавать сим-карты иностранцам. Смело идите в ближайший киоск и покупайте сим-карту там. На практике новый закон работает криво, и нам в итоге удалось воспользоваться чилийской сим-картой без регистрации. 

    В Аргентине сим-карты продаются по паспорту без всяких проблем.

6) Вернуться и избавиться от мотоцикла

Наконец, когда путешествие завершено и вы вернулись в точку отправления, нужно продать мотоцикл. Если есть время, мало-мальское владение испанским языком и желание сэкономить, можно заняться продажей самостоятельно. Где это делается:

  • На Yapo.cl и Chileauto.cl. Механизм продажи на них точно такой же, как на auto.ru и всех других сайтах по продаже автомобилей и мотоциклов. Объявления размещаются бесплатно. Единственная сложность - объясниться с потенциальным покупателем, который, вероятно, не говорит по-английски. Вам нужно будет проделать ту же процедуру, которую мы описывали в разделе о покупке, и заключить сделку в нотариате.

  • На Horizons Unlimited. Костяк форума - путешественники, которые ищут уже подготовленные к путешествиям мотоциклы и при этом могут испытывать сложности в общении с местными испаноязычными продавцами. Поэтому если вы уже закончили путешествие, а сезон еще в разгаре, есть хорошие шансы быстро продать мотоцикл именно там.

Если времени или желания заниматься продажей нет, то вы можете прибегнуть к услугам посредников. Именно так мы и поступили. Где их искать?

  • Наилучший вариант - продать мотоцикл тому же магазину, где вы его покупали. Это возможно, если при покупке вы договорились с магазином о дальнейшем выкупе. В этом случае вы имеете все шансы быстро заключить сделку и потерять не больше 10% от цены покупки.

  • Нам удалось найти несколько мотосервисов, готовых в тот же день выкупить мотоцикл на Avenida Presidente Kennedy в Сантьяго. Но примерно за полцены. Взять мотоцикл на комиссию они отказались. Кстати, продать по этой схеме мотоцикл можно и не возвращаясь в Сантьяго. Если ехать обратно лень, можно продать его на юге, еще в Пунта-Аренасе. Там много компаний, которые выкупают автомобили и мотоциклы и отправляют их морем на север. При этом будьте готовы потерять на сделке примерно столько же, сколько и в Сантьяго - до половины цены.

  • Мы посчитали, что самый простой для нас вариант будет сдать мотоцикл на комиссию в GS Service, где мы готовили его к путешествию. Эти люди произвели впечатление благожелательных и честных, поэтому решено было оставить им мотоцикл, а самим уехать обратно в Россию.

Перед этим нужно было сделать нотариальную доверенность на право продажи, а также подписать договор. Нотариальную доверенность можно оформить не в любой нотарии, а, как правило, только в крупных офисах. Мы делали ее в Notaria Camilo Valenzuela Riveros на Avenida Providencia, прождав при этом в очереди более получаса. Для оформления доверенности нужно иметь при себе паспорт и номер RUT, если он у вас есть, а также ФИО будущего продавца и номер его RUT.

Договор о передаче на комиссию (Compromiso de venta) можно составить в свободной форме, главное для вас - четко указать обязанности продавца: как он должен продавать ваш мотоцикл и как потом передаст вам деньги. В нашем случае договор выглядел вот так. Наверное, можно было составить его грамотнее и подробнее, но скромный уровень владения мной испанским языком не позволил мне этого сделать. Как видно из текста, мы договорились, что каждый месяц продавец будет снижать цену на 2%, его гонорар составит 5% от суммы продажи, а остальное он перечислит мне через Western Union. Договор должен быть составлен в двух экземплярах.

Для продажи все документы на мотоцикл должны быть в порядке, поэтому мы также оплатили страховку и транспортный налог. Получилось около 6000 руб. за все с учетом того, что транспортный налог мы заплатили только за полгода (в Чили он оплачивается дважды в год равными частями). Сделать это можно в ближайшем municipalidad (районная управа, если по-русски) в порядке живой очереди и заплатив картой. Также для продажи должен быть действительным талон техосмотра. Делается это в специализированных учреждениях, однако деталей процедуры я рассказать не могу, так как у нас на момент продажи талон был действительным.

После подписания Compromiso de venta мы передали продавцу все имевшиеся у нас документы на мотоцикл. Продавался наш мотоцикл там же, на Yapo.cl, а также его предлагали клиентам GS Service. Однако наш расчет продать его за пару недель не реализовался. Выставили его на продажу в апреле,  когда в Чили был конец сезона, а сделка совершилась только в июне. К этому времени продавец по согласованию с нами снизил цену до 3 800 000 песо с первоначальных 4 250 000 песо (примерно до 380 000 руб. с 425 000 руб.). Полагаю, что в Чили, как и в России, тоже есть фактор сезонности - попробуй продай мотоцикл зимой и не вылети в трубу.

Чилийские компании, как правило, отказываются отправлять деньги в Россию с помощью банковского перевода из-за возможных вопросов налоговых служб. Самый популярный способ перевода денег за рубеж у чилийцев - Western Union. Однако это весьма накладно. Мы потеряли на ней 7% от суммы перевода плюс еще сколько-то еще на невыгодном обменном курсе. Если есть возможность, попросите вашего продавца обменять песо на доллары перед отправкой. Или сразу назначьте невысокую цену за мотоцикл, чтобы продать его быстро и увезти с собой наличные.


Все! Вы вернулись домой, получили деньги и можете строить планы на следующие путешествия.


English version is forthcoming.




Категория: ПОЛЕЗНОЕ | Добавил: Twiggy (26.08.2018) | Автор: Мария К E
Просмотров: 2396 | Комментарии: 4
Комментарии к материалу
Всего комментариев: 4

3   Материал
Twiggy, прочитал даже не один раз, а наверное "два с половиной" - smile
Всегда интересно, когда люди едут к черту на кулички в путешествия. Но смотрю все крайне не бюджетно.
У меня свои сравнения - Индия, Тай, Лаос, Камбоджа - прокат 10-20$/сутки и не надо просто "огромные бабки" возить с собой в карманах.
Если взять Индонезию, так там можно Хонду-200сс взять за 100$/месяц - в те края ездим почти каждую зиму.
Потому всегда есть интерес к подобного рода трипам, но "примеривая" на себя, вижу, очень много разного рода гемора.
А путешествовать всегда хочется беззаботно, в радость себе и семье!
Но, наверное Огненная земля того стоит! Так что спасибо за отчет и удачи в следующих путешествиях.

4   Материал
В целом - да, я с тексте опустила этот момент, но вообще Чили и Аргентина оказались странами дорогими несоразмерно их уровню жизни. Цены там сопоставимы с ценами в Западной Европе. А если ехать, то уж надолго, потому что очень дорогой перелет. Думаю, еще очень нескоро поеду за приключениями в такую даль.

2   Материал
Спасибо за комментарий - значит, хоть кто-то прочел мою простыню biggrin
Я изначально приехала в Чили одна, болталась там несколько месяцев. Мотик выбирала-покупала тоже одна. Но потом приехал мой друг, и до точки назначения - Огненной земли - мы ехали с ним вдвоем (мотоцикл был у нас один, так что я пассажиром). Потом ему нужно было возвращаться в Россию, а у меня еще было свободное время, поэтому он улетел, а обратно я поехала самостоятельно. Продажей тоже, соответственно, занималась снова я. Вот такая загогулина :- )
Купила я мотик за 4,2 млн. песо - это где-то $6230.
Продала за 3,8 млн песо - это примерно на $600 меньше цены покупки.
Собственно, цена на конкретный мой мотик не так уж и важна - составить представление о порядке цен лучше на yapo.cl или chileauto.cl.
Про прокат я так поняла: взять напрокат мотоциклы в Чили можно, но стоить это будет примерно столько же, сколько вы написали. То есть, за полтора месяца (а мы путешествовали именно столько) вы потратите сумму, эквивалентную стоимости мотоцикла. Так что купить несколько геморройнее, но все же существенно выгоднее.

1   Материал
Очень познавательно, спасибо за инфу. В итоге за сколько вы купили БМВ-650 и какие еще байки?
Судя по рассказу ездило несколько человек?
Может читал не внимательно?
Вообщем пару вопросов: сколько стоили байки, сколько человек путешествовало и за сколько продали после путешествия байки?
Очень много полезной информации, но самое главное не рассказали.
Желательно цены в долларах, вы же туда не с рублями ехали, а тут курс скачет постоянно, поди разберись сколько это 380 000 руб.?
P.S. Когда то читал отчет о мотопутешествии по США - интересный рассказ, а потом выяснилось, что прокат "элктрички" стоит 150$/сутки и народ месяц катал.... surprised

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]