Простая мото лебёдка.
Какой
протектор самый лучший для бездорожья? Джиперы в унисон кричат – лебёдка! Не
пробовали? Попробуйте, будете кричать, как джиперы. Но автомобильная лебёдка весит с десяток
килограмм и аккумулятор нужен не маленький. Даже для квадроциклов лебёдку на
мотоцикл не поставишь. А как здорово - одной левой куда хочешь! Я делал электролебёдку для мотоцикла. Лёгкая,
тягучая, не габаритная, НО! Она нужна очень редко, а таскать её постоянно надо
с собой и тащит медленно. Да и аккумулятора хватает на несколько циклов
работы лебёдки. А без специальной «пимпочки» можно сжечь генератор и засадить в
ноль аккумулятор.
Но у нас же мотор бензиновый на мотоцикле есть, который сильней и выносливей! Как его использовать, если колесу не за что зацепиться? К сожалению заводских моторов, с отдельным валом под лебёдку не бывает. У нас есть только один вал отбора мощности, где стоит маленькая звёздочка цепи. Я когда-то публиковал здесь фотографии лебёдки от вторичного вала мотора.
Но есть на много проще лебёдка. Идея в том, что бы трос наматывать на заднее колесо. Спросите, а что для этого надо? Две вещи – гайку и собственно трос. И всё! Вот представьте себе, что вы закрепили один конец троса на ступице заднего колеса. Где именно я не уточняю, ведь конструкция у каждой модели мотоцикла иная. У меня тормозной барабан, у вас, например, тормозной диск, у японцев и европейцев с разных сторон цепи.
Но суть одна – закрепить один конец троса на заднем колесе, а второй конец привязать, например к дереву. Уверяю вас, наматывая трос на колесо, вы себя вытяните с любого препятствия. Что тут важное – не намотать трос на цепь, ведь натянутый трос это идеальная прямая, а траектория движение мотоцикла скорей похожа на «как, кто-то пописал». При этом намотка троса тоже будет в разные стороны, пока трос не попадет, куда не надо. И тут на сцену выходит приваренная, или прикрученная гайка на раме или на маятнике, как у меня, через которую пройдёт трос.
Теперь не важно как мотало мотоциклом, трос будет идти по прямой от гайки до ступицы. А гайку мы можем закрепить там, где мы хотим наматывать трос на колесо. Лучше вместо гайки приваривать внутреннюю обойму подшипника, она твёрже и коэффициент трения ниже. А теперь представьте, у вас на мотоцикле стало на одну гайку больше, вы это даже не заметите, вы эту гайку даже забудете. А если ездите по бездорожью вы эту гайку не раз вспомните. И даже пускай этот раз вы прошли с ходу, вы знали, что если что, вам гайка поможет, и эта уверенность многого стоит! Вес троса тоже не существенный.
Например, трос диаметром 3 мм выдерживает 400 кг на разрыв и весит менее 40 грамм метр погонный. А десять метров троса на бездорожье вас вытащит в 90% случаев. Отмотать трос назад, можно включив нейтральную передачу и приподняв заднее колесо над землёй. Это проще сделать вдвоем, или имея центральную подножку. Учтите, что радиус ступицы на много меньше колеса. С одной стороны тянуть будет на много сильней пока буксует колесо, но с другой стороны, когда колесо зацепиться за поверхность земли, натяжка троса сразу уменьшиться и трос пойдёт не по прямой, а по хаотичной траектории, что может привести к попаданию троса в цепь.
Тут сразу надо скидывать газ, и отцеплять трос, или как-то держать его в натяжке. Задача не простая и требует и опыта водителя и везения. Хотя иногда отмотать трос с колеса будет на много легшее, чем вытащить мотоцикл с препятствия. Но есть идея ещё радикальней. Так, как я езжу в основном в одиночку, стал вопрос обойтись без помощи, используя лебёдку. А что если наматывать трос прямо на резину колеса.
Тогда скорость намотки троса и скорость движения мотоцикла сравняются и можно не переживать, что колесо забуксует. Трос постоянно мотоциклом прижат к земле, что гарантирует плотную намотку. Тут появляется иная проблема, колесо то круглое, с него слетит трос. Для этого я совместил направляющие борта укладки троса с грунтозацепами, которые давно использую в внедорожных походах. Если сложно делать грунтозацепы, можно использовать куски цепи, в которые по серединке закрутить болты с гайками, через звено. Тогда цепь на колесе служит грунтозацепом, а болты служат бортами для цепи. Эта схема проверена на Кавказе 2017г. Практика показала, что 8 штук таких грунтозацепов делают с мотоцикла трактор и гарантируют не спадание троса с колеса такой лебёдки.
Для проверки идеи еду не по болотам, где колесо всё равно цепляется за поверхность, а выбираю на много сложнее препятствие – песочный карьер с уклоном до 60%. Не смотря на то, что карьер зарос немного травой ехать не возможно, застригаешь моментально, такой песок сыпучий.
Поставив грунтозацепы ездить можно, но чуть уклон и зарываешься моментально. Привязываю трос к дереву и пробую выехать в лоб уклону с помощью лебёдки. Мой мопед вооружён очень большой задней звездой, что дает не очень мощному мотору, вытягивать мотоцикл практически на вертикальную стену. Процесс выезда на гору проходит легко, хотя пешком выкарабкаться даже на четвереньках не сильно получается, песок сунется из-под ног.
На таких уклонах важно две вещи. Во первых надо удержаться в седле. Для этого у меня за сидением специальная алюминиевая дужка. Во вторых на уклонах верх выше 30% карбюратор начинает сильно богатить (вниз – беднить), ведь в поплавковой камере постоянно горизонтальный уровень топлива, а клапан впуска топлива в карбюраторе спереди.
Так вот, если уклон не длинный, но сильно крутой – перекройте краник на время подъема и не дайте карбюратору залить мотор бензином, а если слышите бухчание мотора от переизбытка топлива – откройте акселератор максимум, только не упадите.
Вывод: имея в кармане несколько
метров тороса, и приварив (прикрутив) обыкновенную гайку там где надо – вы
получаете лебёдку на своем мотоцикле, которая может никогда и не пригодится, а
может станет соломинкой, которая спасет
утопающего. В любом случаи очень дёшево
и просто!
Категория: ПОЛЕЗНОЕ | Добавил: pm (19.11.2017) | | |
Просмотров: 4302 | Комментарии: 2 | |