vedun | Дата: Среда, 27.03.2013, 10:15 | Сообщение # 1 |
Группа: пользователь
Мотоцикл: KLE-400
Город: г.Саратов
Сообщений: 362
Сейчас offline
| Отчет поездки на Джилы Су
Небольшой отчёт о поездке на Кавказ в район Кавказских Минеральных Вод, урочище Джилы-Су северное приэльбрусье.
Многие знают предъисторию этой поездки, которая планировалась всю предыдущую зиму. Сейчас не об этом, а реализовалась с 1-го по 13-е июля 2010 года.
День первый: Выезд раненько утречком, моросил противненький дождик, но у него был и очень неплохой плюс - не так жарко в экипе ехать! Пытался регулярно отзваниваться Йогу - и по сооброжению безопасности, так и просто что бы было понятно, как и где еду.
Обедал перед Волгоградом - знаю дешёвое и вкусное местечко, информация отдельно за пиво! К вечеру фактически уже пребывая на территории Ставропольского края, увидел впереди себя ну просто черную огромную тучу, и курс мой как раз под неё и пролегал. Подумал подумал, и решил не мокнуть, зная месторасположение ближайших гостиниц (приходилось в прошлом году проезжать по этим местам), а вовремя остановился, распрягся и в гостиницу. И вовремя! Фактически всю ночь поливал дождик.
Но опять же на следующий день с утра даже холодновато было. А свежо, пахуче (степные разнотравы). Очень приятно доехал до Кисловодска. Отзвонился ребятам, устроился с жильём, с едой. А все же на работе, пятница ещё только. Поэтому было немного времени устроить себе небольшую прогулку по городу, благо не большой он, да и на моте везде быстренько проехал.
К вечеру был приглашён в святая святых местных Байкеров - Андреев гараж! Там же хранятся моты, ремонтируются, собираются люди, общаются.
Встретили достаточно скептически - это относится только к моему моту естественно, видимо на Джилы Су на Ёбриках похоже никто не ездил (если ездил, то не часто). Но Сергей Ака (самый местный из местных родился прям в горах) веско так сказал: захочет - проедет! Но категорично настоял на снятии дополнительного бака и он оказался, как и ещё не один раз, прав.
На фотах будет видно, как чайник с равнины (типа я) на навьюченном YBR-125 будет рваться в горы! А ведь элементарно, что центр тяжести то у мота вверху получился, да и сдвинут назад… на подъёмах переднее колесо элементарно висело в воздухе, и естественно мот не управлялся вовсе в это время… Но это позже, уже в горах я это пойму не умом, а телом, когда в очередной раз буду подниматься с земли и поднимать с помощью ребят сам гружёный мот. Но это пока предстоит только. А пока дружеские наставления тех, кто не сможет меня сопроводить, и такое красноречивое, но достаточно ёмкое и глубокомысленное молчание тех, кто будет своими руками помогать поднимать, толкать, придерживать этот мот уже в горах, на ОЧЕНЬ крутых подъёмах и спусках. Про покрытие самих дорог я просто промолчу, так как у нас на равнине просто сравнить не с чем, это просто разные дороги. И конечно нужен опыт вождения на них.
Первые километры дались с очень большим трудом. А ведь это были самые простые «бархатные» километры. Решили выдвигаться 3-го июля в 10-00 от новой церкви… Группа собралась по-моему очень – очень не обычная даже для Кисловодска. Достаточно сказать, что в этом походе принимали участие 2 самодельных аппарата - квадрик и стан. Вы не ослышались! Именно стан, в лучших традициях под управлением Антона, на заднем колесе в гору стартовал запросто. И вёл себя этот малыш (с только что заваренной рамой) гораздо лучше моего ёбра. Респект Антохе огромный и за руки его и за навыки вождения.
Квадр: пилот Сергей, всё сделано своими руками, сборная России, но просто прекрасно себя показал. Весь лагерь на двоих с Валерием вёз квадрик. Планировали остаться на первую ночь втроём - так всё и получилось. Подозреваю, что ребята не навязчиво продублировали мои желания, как бы что не вышло. И совершенно правильно. Молодцы! Первую ночь в горах всё таки лучше не одному проводить, тем более, что в горах я не был более 20-ти лет вообще. Но это лирика.
День старта Постепенно, небольшими группами выдвигаемся в горы. Собственно группы было две: Кисловодская и Есентуковская. Встретились в чётко просчитанном месте на первом привале. Как раз там, где заканчивается «бархатная» дорога. Наверное бархатная потому, что на ней не равномерным слоем рассыпан мелкий гравий и издали может действительно похоже на бархат… Но это чисто мои умозаключения. Достаточно коварная, постоянный контроль над мотом необходим, особенно на поворотах.
Постепенно набираем высоту, закладывает уши, сглатываешь и снова через некоторое время как вата в ушах. Но это в общем то привычно, на самолётах налетался в своё время досыта. Но вот дорога! Это для меня абсолютно новое и не привычное! Даже просто определить уклон дороги относительно горизонта, бывает весьма не просто. А уж всякие закрытые повороты чуть не на 200. Это что то. Но само сознание, что ведь еду, не пешком иду, это не передаваемое ощущение. А ребята так спокойно и лихо катят. То отстанут, то обгонят. Начинаю понимать, что всё таки мот я выбрал не самый удачный для такой поездки. Но отступать, типа, не по нашему...
Хотя если честно, если бы знал более подробно про те дороги, что нас ожидают в этот день закрадывается мыслишка, что мог тупо испугаться, струсить и не поехать. Хотя повернуть можно было думаю в любой момент! Чем выше поднимались, тем понятнее становилось, что для основной группы я весьма обременителен и это мягко сказать "если". Но всё таки каковы мои новые друзья. Ни одного намёка, ни одной мысли в глазах: «поварачивай оглобли то..»! Знаете, вот именно эта готовность придти на помощь в любой момент, поднять, толкнуть, ненароком спросить, не ушибся ль при падении - это и есть истинная человечность, как я думаю, именно вот это характеризует моих новых знакомых, как настоящих человеков. Огромное уважение выражаю вам, именно за этим, если поразмыслить, я и приехал в горы.
О красотах, которые открывались моим глазам не буду говорить, слов всё равно не хватит. Посмотрите фотки, а лучше съездите куда-нибудь в том же направлении.
Погода просто к нам благотворила. Видимость, сочные краски зелени, контрастные скалы с оттенками всего этого вокруг просто в огромном количестве. Но особенно головой вертеть то некогда, понимая, что основной группе ещё возвращаться надо будет сегодня же, стараюсь не отвлекаться, хотя конечно и усталость с непривычки и все эти впечатления дают знать всё более частыми падениями! К слову: Экип!
Вы все знаете, что я в общем уже далеко не молод, поэтому чисто одно и то же повреждение (царапина) у меня будет заживать в три раза дольше, чем у тридцатилетнего! К моему удивлению: от падений не осталось никаких последствий, кроме испачканной в вулканическом пепле черепахи, да потёртостей на штанах. А валялся на весьма острых камнях, да было что и с прокруточкой-скольжением. Вот здесь я зауважал экипировку, понял, что денежки не зря потрачены.
Доехали наконец до единственного места в округе (думаю километров сорок-шестьдесят в диаметре), где можно говорить по телефону. Последний сеанс как минимум на три дня. Высота над уровнем моря, если память не изменяет, 2 680 метров. Но это не предел! Снова «…вперёд и вверх, а там…» урочище Джилы-Су!
Как отличный проводник, Сергей в первую очередь нашёл шикарное место для лагеря, причём именно на этом месте я и провёл всё время нахождения в урочище. Не только вид, дрова, не далёкое расположение от тропы, но даже вид из туалета на Эльбрус - всё это похоже Сергей учёл. Одним словом - специалист! Короткое прощание, напутствие на обратную дорогу меня как чайника и основная группа отбыла в сторону дома. Мы остались втроём на охриненной площадке с видом на все урочище. Но возвращаясь к жизни: сверху садилось облако, быстренько поставили палатки, сбегали за водой к ближайшему нарзановому источнику, заслуженный ужин, под отличное вино. Забегая вперёд скажу: готовить на нарзане себе дороже, очень не вкусно. Позже после отъезда Валерия и Сергея, нашёл не далеко отличный пресный ручеёк, от туда и брал потом воду. Похолодало быстро и довольно сильно. Пар изо рта шёл. Пока было более-менее светло пофотографировались, полазили по скалам, вернее я не лазил.
Открою небольшую тайну, у меня панический страх высоты, с детства, имея авиационное образование по работе приходилось очень часто летать на всех видах летательных аппаратов, самое страшное для меня было и остаётся по сей день - несколько мгновений, минут, с момента отрыва самолёта от земли и начало набора высоты. Потом вроде всё отпускало до пасадки, за некоторыми фотками я просто подползал к обрывам. Ну а куда деваться то? Страшно! И смех и грех
Ночь в горах
Это непередаваемые звуки, а если садится облако, то беззвучье, которое всё равно слышишь. И что я не писатель. Слов не хватает! Спал очень хорошо, хоть и капало, и кто то кричал не по человечески, потом кого то съели примерно в километре вверх, а потом заснул как убитый!
Итак, первый рассвет в горах. Кто то попискивает, кто то чирикает, солнце освещает Эльбрус с боку, на фотках это вроде есть. Думаю надо пару слов сказать о самом месте Джилы Су - это весьма известное место не только у нас в стране, но и во всём мире! Дело в том, что по некоторым данным, в этих местах искали всякие культовые дела, типа Шамбалы во время второй мировой войны, немцы всё там облазили, как на Тибете, ведь согласно всякой старинной документации, именно в урочище Джилы Су было сосредоточение древнейшей культуры на земле Арийской!
Да, да вы не ослышались, именно Арийская раса, провозглашённая фашизмом как высшая раса на земле имеет корни именно в горах приэльбрусья. Вот так вот! Если смотреть чисто с географической точки зрения - то это место, где начинается одна из крупнейших рек Кавказа, Малка. Именно в Джилы Су сливаются три небольшие речушки, текущие с ледников Эльбруса, и дающие начало Малке. Здесь же находится самая высокогорная летняя база МЧС, обеспечивающая безопасность с севера Горы, а так же лавиноопасность, селеопасность и прочие опасности они отслеживают. Между делом водят группы туристов на вершины горы. Там познакомился с пятью Испанцами, которых забросили на вертушке в базу МЧС, и они проходили акклиматизацию перед штурмом Эльбруса. До вершины, по некоторым данным от места, где я проживал, 14 км по прямой.
Так же данное урочище знаменито ещё своими источниками минеральных вод, причём двух одинаковых в ущелье просто не найти! Во всех источниках разная вода, причём по своим не только вкусовым качествам, но и лечебным. Есть например источник для зубов - попил, и зубы отбеливаются прям на глазах ( наверное серная кислота ), есть печёночный - от печени, ну всяко других полно.
Встретил врача из Москвы, которая уже несколько лет приезжает сюда, изучает составы вод, пытается составить карту применения этого бесценного места. Ведь многие тупо начинают пить все эти воды, а это просто вредно! Так же там до недавнего времени находилось несколько ванн с природной минеральной теплой водой. к сожалению сошедший сель большую часть ванн разрушил и засыпал… сейчас постепенно раскапывается всё это по новой. В общем с природой не соскучишься...
Продолжу непосредственно рассказ о нашем пребывании на этом , не побоюсь этого слова, Святом месте. Почти с самого утреца зарядил дождичёк. Кто не бывал в горах скажу: погода за день может меняться по пять, шесть раз на диаметрально противоположную. Это нормально!
Сергею с Валерием на следующий день на работе надо быть, и доехать ещё до Ессентуков по полям - перелескам (квадрик естественно без номеров и документов, а менты там всё же есть). Самое неприятное заключается в том, что в этом ущелье много вулканического пепла, который представляет собой хреновую пудру в мокром виде очень скользкую, но весьма быстро сохнущую на солнышке, поэтому при первом же прояснении ребята мухой собрались, свернулись, погрузились, и помахав мне ручкой тронулись в обратную дорогу. Честно говоря, я волновался за них именно по первому самому крутому подъёму посыпанному пеплом. Благо был бинокль, поэтому смотрел, когда они появятся на серпантине. Наконец-то, всё проехали самый поганый участок, выбрались из ущелья. Счастливой дороги!
Я остался Один. Но это всё относительно. Место довольно посещаемо, особенно со стороны запада, Тырнхауза, говорят и дорога получше. Но самая короткая та, которую знаешь, а сюда то я по ней приехал, значит по ней и возвращаться буду. Тем более ГУРУ Сергей-проводник тоже сказал чётко - езжай обратно так и так. А он плохого не посоветует.
А люди там появляются даже на выходные, причём весь Кавказ. Я там говорил с Дагестанцами, Азербайджанцами, Армянами, Чеченцами, Черкесами, Карачаевцами.Короче, Все, кому нужна помощь гор - все тут! И отлично уживаются в стоящих рядом палатках! Отлично общаются, единственно накладывает отпечаток Мусульманство: например, в ванных чётко расписано время мужское, женское и смешанное время провождение. Естественно настоящие Мусульманки по одиночке не ходят, ну и многое другое, но это абсолютно не напрягает. Приехал к людям в гости - соблюдай их правила, и всё будет хорошо! Местные пастухи очень гостеприимны, там полно кошар стоящих по ущелью, единственная беда - это их сторожевые псы. Но понимаешь, что их ведь и кормят за то, что бы охраняли. Ближе ста метров подходить без хозяина к кошаре НЕ рекомендуется, а подъезжать на моте вообще опасно! Просто 80 кг мышц кидается на тебя, и совсем лаять не обязательно, это тебе не наши шавки, они там от настоящих волков охраняют стада.
Возвращаюсь к своей жисти в горах. Лагерь обустроил, спускался несколько раз вниз - поднимался с остановками, хотя забегая вперёд, скажу, на 3-й день пребывания я по той же тропе поднимался спокойно, без остановок и без одышки! Вот это и есть акклиматизация.
Сознакомился с местными проводниками (из Кисловодска), они оказывают услуги по доставке, организации отдыха или подъёма на Эльбрус (зависит от желания и денег), простых отдыхающих экстремалов. С МЧСовцами тоже виделся. Дело в том, что все они проходят - проезжают по тропе, которая идёт мимо моего лагеря и ведёт на тот берег ущелья. Тропа одна единственная. Через разрушенный мостик, через который мне предстояло ещё переправляться, что бы совершить полный круг по урочищу на обратном пути немного побаивался я этой фазы своего пребывания в горах, но не оставаться же.
Для себя решил однозначно воспользоваться посторонней помощью только в экстренных ситуациях, как то: сход лавин, селя, цунами, землетрясения или поломки серьёзной мотоцикла. А иначе вся поездка теряет смысл! Нахрена тащиться за тысячу километров в горы, что бы рассчитывать на кого то??? Достаточно и того, что ребята довели, поставили, доставили до конечной точки.
Оставшись в одиночестве, прикинул реальные планы по близким поездкам, путешествиям, прогулкам, пробежкам. Мото отмёл сразу, без экипа не сяду, а в одёжке жарко, да и расстояния то не очень уж и большие! Сходить в нарзанную тёплую ванну одного часа за глаза, вместе с тем что бы посохнуть, пообщаться с людьми. Так что однозначно пешком, в дальние походы, занимающие по 8 часов решил не ходить (аэродром, грибы).
А вот по всему урочищу походил. где то даже страшновато было фотки не всё достоверно передают, особенно масштабы обрывов, и сколько до них остаётся!(шагов)
О природе фактически жил в полосе альпийских лугов. Как раз в районе 3 000м над уровнем, учитывая близость ледников пониже. Красота неописуемая! А запах никакие духи в подмётки даже не годятся. очень приятно особенно когда солнцем влагу сушит с трав и цветов. И если ветер не сильный. Кстати о ветрах: палатку по старой ещё привычке сразу ставил по штормовому, потому что в любой момент может подняться очень не хилый ветерок или снизу или сверху! И тогда уже дополнительные растяжки можешь просто не успеть поставить. Палатка летящая в пропасть не лучший вид, верьте на слово!
После отъезда ребят Ессентуковских вечером отмечал день рождения своего внука: ему как раз 11 месяцев 4-го стукнуло. там на фотках будет кадр с фляжечкой и рюмочкой… кстати, спиртное действует в горах совсем иначе, чем на равнине! Накрывает более неожиданно, да надо гораздо меньшее количество, чем внизу! Короче, осторожно, коли кто захочет попить в горах.
Продолжим, не торопясь…
Про житьё в горах - большой разницы с житьём на равнине в общем то нет… Так же завтрак, обед, ужин… Конечно вот вода как то не очень кипячёная получается, но она чистая, ледниковая… или родниковая, так та вообще высшей очистки! Только пожалуй резкие и быстрые перемены погоды, да малолюдие в горах в глаза бросается… Ну и конечно отношения между людьми всё таки другие! Но всё когда то, но кончается! Я прекрасно понимал предстоящие трудности обратного пути, поэтому готовился морально и не только! Перераспределил весь груз так, что бы его центр тяжести был максимально ниже, увязал всё таким образом, что бы быстро и удобно всё вешалось на плечи, и так же снималось, а с мота вообще что бы одной рукой можно было всё скинуть---бывает на спуске-подъёме такой уклон, что всегда приходиться и на всех тормозах держать, и сам мот! Поэтому одной рукой скидываешь груз, выталкиваешь мот или спускаешь пустой, потом пешком за грузом, на плечи и до мота… там всё опять грузишь---и поехали, если всё хорошо… На обратной дороге НИ РАЗУ не завалил мот, ни упал… Может потому что не торопился, может какой то опыт появился---не знаю, но факт! Погода просто благоприятствовала!!! Выехал с лагеря после обеда, по дороге искупался последний раз в нарзановой ванне… Мужики с интересом наблюдали, как я сначала немного вброд по речке (после обеда вода прибывает прилично в речках), мотом по полу-разрушенному мостику… потом триал на камнях-валунах, что сель притащил---вот когда очень пригодилась и на все 100 отработала защита картера!!! Пару раз просто тупо зависал на этой защите, а колёса в воздухе крутились! Но проехал… правда без груза, потом сходил за багажом---и вперёд, на мины! Дорога назад отличалась безлюдьем полным! Как свернул ещё в ущелье на дорогу в Кисловодск---так за сутки, что я ехал до города, мне навстречу попалось ТРИ машины---один ГАЗ-66, УАЗ, Нива. В попутном направлении---никого! Правда уже у долины нарзанов на подъёме из долины, встретил пешего, сам из Тулы, идёт ПЕШКОМ из Кисловодска в Джилы-Су. Молодец! Проинформировал его о ближайших речках-лужах (без воды там никак!) и разъехались-разошлись! Но это фактически уже в местах обитованных… Получилось так, что спустившись с гор, я угодил в распростёртые объятия нашей доблестной милиции! Оказывается, Кисловодск посетил господин Путин со свитой… И они просто на каждом углу стояли, и по одному и кучками… Но видя меня пыльного, изваленного , в экипе полном, с грязной пыльной седой мордой---оварачивались! Хотя на террориста я был похож как никогда прежде! Кстати, пистолет брал с собой, но он не пригодился, и я очень этому рад!
Спустившись с гор, сразу рванул к Андрею в гараж, там он обеспечил меня всем необходимым инструментом (труба ), что бы поправить все мои повреждения типа погнутых подножек, завёрнутых в узел дуг на морде… Конечно на мойку сгонял, в общем к вечеру мот был в полном боевом состоянии, отмытый, поправленный, загруженный с доп.баком, всё уложено и привязано!!! И наконец можно было в отличной компании в отличной кафешке, под отличную закуску---ПОПИТЬ ПИВКА!!! Вот об этом я мечтал фактически всю обратную дорогу, когда на подъёме на очередной перевал, кончалась дежурная бутылка минеральной воды, налитой из какого то источника внизу… А солнышко то пекло… А дышишь то на подъёме всеми лёгкими,… А груз то тащить к моту надо, никто не поможет… Но зато каким воздухом дышал! Какие виды вокруг видел собственными глазами! Какие запахи ощущал!!! Словами передать невозможно по – моему…
Всем советую побывать в НАСТОЯЩИХ горах, где другие ценности, где другие отношения между самыми разными людьми, где всё НЕ похоже на нашу рутинную и в общем то однообразную жизнь! Именно ради вот этих ощущений наверное я и стремился сюда… в урочище ДЖИЛЫ-СУ!!! Хотя по совести говоря, совсем не обязательно лезть в горы, что бы быть настоящим нормальным человеком, что бы не было для тебя дико мнение другого человека, что бы мы просто напросто умели ценить и уважать друг друга!
И не было бы дико, непривычно и редкостно, когда остановившись на обочине попить воды, к нам подезжало бы несколько машин или иных ТС, с первым и порой единственным вопросом: ЧЕМ ПОМОЧЬ??? А услышав, что всё в порядке ОТ ДУШИ пожелать всего хорошего, и продолжить путь!
Поэтому главное, что я вынес из этого путешествия: ЕЩЁ НЕ ВСЁ ПОТЕРЯНО. ЕСЛИ ЕСТЬ ЦЕЛЫЕ РЕГИОНЫ. ГДЕ ВАМ ВСЕГДА РАДЫ. ГДЕ ВАМ ГОТОВЫ ПОМОЧЬ!!!
И на нашей земле – не в государстве- есть множество веских причин быть человечными и отзывчивыми, и не важно какой вере ты принадлежишь, кому ты молишься, кого почитаешь---главное, что бы это всё было с лучшими намерениями, с душой открытой всему хорошему, с мыслями, за которые не будет стыдно перед своими детьми!!!
Что то я зафилосовствовал…
С ребятам (надеюсь что с новыми друзьями, на которых я точно могу положиться, и которые могут положиться на меня), распрощались, и поехал я через перевал Гендукуш, с которого по словам местного населения открывается вид на весь фактически Главный Кавказский хребет, в украшении Эльбруса! (вид с запада почти).
НО!!!
ПОГОДА!!!
На подъезде к перевалу, уже видно было кафешку слева (кто был---под камышовыми крышами), на меня рухнуло облако с водой! Ливануло так, что пришлось остановиться и переждать часа два всю эту круговерть! Поэтому до Демидова я добрался в Лазоревское только уже в темноте, но попить пива-СПАСИБО ИВАНУ!!!-и винца местного нам это не помешало! Наутро поехал дальше, в деревню Криницы, встал там в кэмпинге в 50 метрах от моря, и тупо загорал, купался, катался по окрестным горам на моте, пока всё это не надоело…
Когда по вечерам рассказывал про свои путешествия на моте---многие, видно было, что не верят… Хотя большинство покручивали пальцем у виска, значит верили!!! Но это так, к слову.
Между Тихорецком и Белой Глиной на обочине слева по движению , стоит мот, рядом сидят двое в экипе и что то делают---с дороги не очень видно, они ниже. Сигналю, поднятая вверх рука в ответ, торможение, разворот, подъезжаю. Парень с девушкой трескуют дыню, купленную тут же на бахче (там их много). Рукопожатие, первые вопросы: "что случилось, помочь?" Отвечает девушка за двоих, литературный перевод: Аргентинец путешествует из Владивостока в Европу через Турцию. Были проблемы с резиной где то в Самаре или Саратове - они не помнят! Но нашли, купили, поставили, едут. Сам наездник ни слова по-русски, но девчушка-переводчик пояснила, что у него бизнес в Патагонии, он устраивает МОТО-ТУРЫ по Патагонии. Есть координаты, обещаны скидки всем Русским мотоциклистам. Осталось малое - сгонять в Аргентину на недельку.
На обратном пути заехал к друзьям перед Волгоградом, заночевал, ну и 13-го после обеда приехал в Саратов.
Циферков немного: Пройдено 3 200 км, из них 180 по жёсткому горному просёлку, 4 падения без серьёзных последствий для меня и мота, техника не подвела ни разу! Даже заводилась в горах без больших проблем! Суточные пробеги максимальные 920 км, суточные перепады высот 2 600 м.
Масса впечатлений, много новых знакомых, друзей, информации к размышлению долгими зимними вечерами!
Ещё немного познаная штука, которая никогда не будет полностью известна никому, и которая называется Жизнь!
Желаю всем, кто дочитал эти строки до конца, побольше желаний, сбывшихся планов, друзей верных, отношений открытых и человечных, понимания близких и уважения окружающих!
Здравия и удачи по жизни! Ваш Ведун.
П.С. готов ответить на вопросы, если есть.
П.П.С. фотки вставлю, когда нучусь...
Счастье не купишь. Но есть места, где его можно встретить, если много ездить.
Сообщение отредактировал vedun - Среда, 27.03.2013, 10:17 |
|
| |