Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
Войти Новые сообщения Участники Правила форума Поиск RSS

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: AlexSPB, Варяг  
Мопедом на Ямал
pm Дата: Суббота, 13.10.2012, 09:59 | Сообщение # 1
Группа: пользователь
Мотоцикл: нет
Город: нет
Сообщений: 718

Сейчас offline
Мопедом на Ямал

Куме!
- Га?
Ты на какое море этим летом поедешь?
- На Арктическое …
(путешествие совпало с лесными пожарами 2010года)

За спиной остались горящая Москва и задымленный Новгород. С каждым километром на север температура падала, да так, что в Сыктывкаре, пожалуй, ночью уже было прохладно. Добравшись до Ухты, я вытянул с машины специально подготовленный мопед, для езды летом по северным зимникам. Почему мопед? Да он на 30 кг легче самого лёгкого мотоцикла, а это в непроходимых болотах тайги и тундры, пожалуй, главное достоинство для одинокого путешественника. Тюнинг Suzuki TS50 заключался в замене 2-тактного двигателя на четырёхтактный китайский 152FMH (110 см. куб.), и переваркой рамы, что делало при том же весе 80 кг клиренс 32 см. Также на мопед поставил бак от ПС, а это 700 км хода без дозаправки.

Кто – то выбросил в интернет фотографии дороги Новый Одес - Ираель, и сразу же эти картинки стали бестселлером youtubе . 120 км оживлённой трасы по болотам и тайге, без покрытия. Сегодня по этому зимнику даже летом пытаются пройти на легковушках, ведь в некоторых местах дорогу посыпали песком и положили несколько труб в особо не проходимых заболоченных местах, вместо мостов. Но пускай пойдут осенние дожди - здесь не проехать лесовозным Уралом. Для мопеда главная задача не утонуть в луже. А луж здесь 50% поверхности дороги и почти все от края до края дороги. Сначала пытался промерять их палкой, лишь потом соваться в воду, но через несколько километров эта процедура так утомила, что потерял всякую бдительность. Прижимаясь к краю лужи, аккуратно всматриваюсь на переднее колесо, не пора ли назад, а сам на какое – то время от напряжения задерживаю дыхание. Мопед на первой передаче не едет больше 10 км в час, но зато не глохнет, ни в каком болоте. Так час за часом. Средняя скорость движения получилась 8 км в час. Может было бы и быстрее, если бы не объезды дорожных препятствий прямо по тайге рядом с дорогой.

Огромный клиренс, очень пониженная первая передача и малый вес дают возможность идти, почему угодно, легко перепрыгивать брёвна по колено, маневрировать среди деревьев, растущих в полумере друг от друга. Встречающиеся на пути люди охотно делятся информацией о состоянии дороги дальше. В основном это коммерсанты, везущие свой скарб в объезд железнодорожных услуг, так конечно опасней и тяжелей, но на много дешевле, чем по железке…
К вечеру выехал на заброшенную гравийку без мостов Вуктый - Малая Пера. Выдохнул, кажись, первый шаг сделан успешно!
Ночью просыпаюсь в палатке от пронзительного холода. Вытягиваю градусник с рюкзака и просовываю его через щель на улицу, потом подсвечиваю фонариком … и … не может бить! Протираю глаза, ещё раз смотрю, точно минус один градус. Вытягиваю с рюкзака всё, что есть с одежды и пялю на себя. На какую – то секунду вспоминаю ненавистную жару, и становится на миг теплей, с этой мыслью пытаюсь уснуть.
Утром мое горло, словно небо затянутое тучами. За два дня перепад в 40 градусов, организм не успевает перестроится. Ираель пустынный городок с бесхозными собаками, яро пытающимися сбить свой налог в виде куска штанины с проезжающего гостя. Кафе нет, в магазине есть водка и пиво, но нет минеральной воды, не ходовой товар. Здесь же, на перекрёстке на Ижму стоят фуры. Они идут летней дорогой на пароме по Печоре с Нарья – Мара, одного из самых труднодоступных по суше уголков России. Расспрашиваю у водителей дорогу. Все говорят, что дороги от Каджерома сейчас нет. Дело в том, что недавно были сожжены деревянные мосты через речку Кожва, а та метров сто ширины и более 2 метров глубины, но до Каджерома ещё добраться надо, там дорога не подарок… И действительно в селе Рыбница дорога делится на хорошую дорогу, на буровую и мою, мало эксплуатируемую разрезанную колеями - тракторное направление в тайге.

Моя цепкая кроссовая резина здесь отрабатывает все вложения в подготовку мопеда. Местами лужи длиной по 100 метров и более. Объезд такой отнимает час борьбы с бездорожьем, будь это мотоцикл весом в 150 кг, шансов пройти было бы ноль. На въезде в посёлок Талый поражает увиденное. Дело в том, что рядом с дорогой старое кладбище, а на обочине дороги куча старых крестов. Хм? Что бы это означало? Провожу собственное расследование и нахожу на другой обочине в кустах ещё несколько могил… Значит… значит эта тракторная дорога идет прямо по кладбищу… Лопатой разгрёб могилы, так дорога без поворотов будет…
В Коджероме советуют загрузится на поезд, хотя строится дорога до Чикшино, но там через болото ещё нет полтора километра ничего. Решаюсь ехать строящейся дорогой. По песочной отсыпке ныряя между огромными самосвалами и ковшами экскаваторов, доезжаю до обещанного болота. На той стороне трясины в метрах 70 стоит экскаватор и ЗИЛ 131. Рядом утонувший в трясине бульдозер, только кабина торчит из грязи. Вышел человек из ЗИЛа и машет мне рукой.

- Ты бросай ветки под ноги со своей стороны, я со своей, встретимся поговорим, кричит он мне. Взялись за работу. Ношу бросаю, потом по веткам иду дальше. Так за час мы почти встретились. Тут нога попадает на вроде бы твердый участок, и я в миг по колено в вязком торфе. Так засосало, что если б водитель ЗИЛа не помог, оставил бы сапоги там точно. Водитель рассказал, что ждет, когда его на волокуше перетянут трактором на ту сторону болота. (Волокуша – огромные железные сани, которые тянет трактор по болоту, на них ставят грузы, технику…). Будут перетаскивать экскаватор, а потом его, но прежде надо вытянуть с болота сам тянущий трактор, а тот так застрял, что вот уже вторые сутки выбраться сам не может. Через полчаса приехали ещё два бульдозера. Всё сцепили толстым тросом. В тайге в унисон запели три турбо дизеля, выбрасывая в небо тучи чёрного дыма. Но главное внимание все же придали не обычному делу, трактор из болота, а гостью с Украины. Ребята со словами - не переживай, взялись перетащить мопед через трясину. Через 10 минут я с вещами уже стоял на другом берегу.
Прикрепления: 6388842.jpg (241.6 Kb) · 6605155.jpg (267.3 Kb) · 9433026.jpg (276.4 Kb) · 1684124.jpg (321.3 Kb)
 
pm Дата: Суббота, 13.10.2012, 10:06 | Сообщение # 2
Группа: пользователь
Мотоцикл: нет
Город: нет
Сообщений: 718

Сейчас offline
В деревни Чикшино я зашёл в магазин. Пока покупал, подъехали местные мотоциклисты несколько ИЖей с колясками. Вместо расспросов, сколько «прёт и жрёт» мне устроили показательные выступления по убиванию мототехники, мол, обрати на нас внимание, мы стесняемся подойти. Поднятие коляски в воздух, прыжки через какое - то бревно, тараны друг друга колясками… Мне стало жалко их мотоциклов, я подошёл. Словно имея последнее слово, ребята пытались высказаться в историях по мото покорению этих глухих таёжных мест.
К вечеру я одиноко стоял на берегу речки Печоры, понимая, что паромов сегодня больше не будет. Тут ко мне подъехал огромный внедорожник. Два парня кавказкой национальности устроили мне допрос по поводу парома на тот берег реки. Не узнав ничего путного, они уехали со словами: «Мы еще сюда вернёмся». Я, выехав на высокий берег реки начал ставить палатку. Через час к берегу начал швартоваться паром, а еще через минуту, та же машина поехала взбираться на палубу. Я собрал весь свой лагерь на мопед и бросился к речке на паром. Вскочив прямо уже на движущиеся судно, я встретил шквальное сопротивление помощника баржи и капитана.

Один пытался меня вытолкнуть назад, второй чуть ли не матом орал в громкоговоритель. На крик высунулся человек с машины и, улыбаясь на все 32 + подбрасывая верх от восторга, свой огромный кавказский нос заорал: «братан». Очевидно, это был пароль, потому что от меня сразу отстали, а на вопрос, сколько я должен за проезд ответили: «за всё уплачено». Так через полчаса я был в Печоре. Обгоняя меня, огромный джип ещё долго сигналил разными мелодиями…
Дальше дороги нет. Еще дома я решил двигаться по железной дороге, прошлогодний опыт езды по БАМу говорил, что так возможно. Но уже на 3 км от Печёры я был изловлен, у меня забрали ключи от мопеда. Меня не просто ругали, меня ввели в курс последующих действий – огромный штраф, милиция, конфискация мопеда. Я сначала не верил, но потом понял, что мое путешествие на волоске. Тут подошёл ещё один в штатском и, узнав, что я с Украины начал остальных просить, что б земляка на первый раз отпустить. Ситуация сразу изменилась, я всех угостил украинскими конфетами, рассказал о путешествии. Мне было велено вернуться назад, и добираться дальше поездом. На прощанье я спросил: «а как вы узнали, что я здесь еду?» Начальник только улыбнулся, ты знаешь, сколько беглых из воркутинских зон мы поймали? По тундре далеко не уйдёшь, путь один по железке и случайные здесь не работают.

Воркута встретила моросящим дождём и температурой 4 градуса. Первым делом купил себе шапку. Я сразу начал искать у таксистов дорогу на брошенный людьми город Хальмар-Ю, что в 70 км от Воркуты, но те кинулись меня отговаривать туда ехать. Дело в том, что сегодня военные город используют в качестве мишени для бомбометания, и что бы туда проехать, нужно пройти пост со шлагбаумом, а под бомбы меня туда точно не пустят. Возле Воркуты огромное количество маленьких шахтёрских поселков, медленно умирающих от закрытия шахт. Они образовывают кольцо в 60 км битого асфальта и бетонки. Не смотря на то, что Воркутинский уголь по качеству лучший в Европе, добывать его не рентабельно из-за содержания жилищного фонда и социальной инфраструктуры в таких жестоких природных условиях. Лишь бесправные рабы могли жить в бараках и добывать уголь за бесплатно, так развивался город. Бывшие зоны, что когда – то и были основой всей здешней жизни, позакрывали. Воркута образец современной рабской экономики, когда только рабский строй дает положительный экономический эффект развития региона. Когда зеков, главной рабочей силы здесь не стало, остались предки тех, кто этих зеков охранял. Они - то здесь не временщики (или отсидеть, или в землю), с квартирами, работами, им терять есть, что. В шахту они не пойдут, а охранять уже некого, что им делать, куда идти? Произошёл природный разрыв пищевой цепи. Ленин, Киров, братская могила борцов за советскую власть на севере, я даже не нашёл музея, памятника, хоть какого то сожаления тысячам умершим и расстрелянным и скорей всего прейдет время, когда забьют досками последнее окно в этом городе.

На поезде перебираюсь в ненецкий городок Лабытнанги. Здесь начинается мой путь по полуострову Ямал. Ещё в советское время здесь разведаны огромные запасы газа. Развал Союза лишь на некоторое время остановил строительство железной дороги и трубопровода. Сегодня же здесь хозяин Газпром и бело синий цвет флага этой компании окрашивает почти все, от железнодорожных станций, до проезжающих грузовиков. Я доезжаю до посёлка Обской и ухожу на север вдоль железной дороги. Через 700 км она выходит к северному ледовитому океану станции Харасавей. Параллельно ей идёт зимник, но часть его можно пройти и летом именно к этой дороге я готовил свой мопед. Слева виднеются всегда в снегу вершины гор полярного Урала, справа бескрайние просторы тундры и вечной мерзлоты. На первых километрах ещё кое - где попадаются карликовые деревья, но вскоре кроме мха и болотной травы вы не увидите ничего. Вахтовики самых северных месторождений рассказывали, что там уже нет даже мха, камень и глина.

Вся эта территория считается Прикордонной, поэтому на 17 км стоит пост со шлагбаумом. Иностранцу без спецпропуска нельзя, но мой вид, да мопед скорей напоминают во мне рыбака, чем путешественника, поэтому меня даже не остановили. Сама насыпь дороги местами пригодная для езды на легковушке, но местами, где верхний слой насыпи смыли паводки, и торчит огромный скальный камень, а дорога опустилась почти к поверхности болот, проехать можно только на внедорожнике. Скорость 20 – 30 км в час, быстрее никак не выдержит ходовая.
Прикрепления: 9672505.jpg (206.4 Kb) · 3575767.jpg (266.3 Kb) · 5511688.jpg (234.1 Kb) · 6359493.jpg (174.2 Kb)
 
pm Дата: Суббота, 13.10.2012, 10:14 | Сообщение # 3
Группа: пользователь
Мотоцикл: нет
Город: нет
Сообщений: 718

Сейчас offline
Через два часа движения я не увидел вообще ничего, ни машины, ни поезда, ни птицы. Вскоре приходит чувство, что я еду не по планете земля, по крайней мере, такого ландшафта я ещё не видел. Так доехал до 37 км. Здесь разъезд и станция. Стучу в окна, двери. Долго хожу кругом, да около, пока меня впускают внутрь. Прошу кипятка, ведь замёрз так, что рук и ног уже не чувствую, хотя одет я: трое штанов, два свитера, куртка с подкладкой. Мой рассказ о себе, приводит дежурного по станции в радостный вид. Путешественник с Украины, говоришь? Замёрз? В этом году так и не было лета, +20 градусов так ни разу и не было. Холодное лето 2010 году…
Засвистел чайник, масло, хлеб… Я взглядом застрял на красивейшем аквариуме, кругом идеальная чистота и порядок, а главное тепло то как! Меня на халяву накормили, рассказали, что, в этой пустоте есть люди каждые 30 - 40 км - разъезды. На 112км не только станция, но и рабочая столовая. За деньги никого не кормят только по подписи в журнале с твоей фамилией. Я отдал деньги рабочему, а он мне заказал еду. Так организовали, что - бы не воровали в столовых. Деньги здесь не ходят, а продукты деть некуда, кругом безлюдная пустыня. За 70 рублей (16 гривен) я наелся от пуза, это притом, что средняя зарплата на Ямале около 2000 долларов США.
На 136 км отворот в ненецкую деревню Лаборовая. Через 20км я попадаю к оленеводам, которых нет дома, все за сотни километров пасут стада, дома лишь старики и дети! 20 деревянных изб разбросанных хаотично по улице на берегу большого озера, дизель – генератор, два полу разобранных тягача ГАЗ 71, закрытая школа интернат.

На русском разговаривают с трудом, пустили посмотреть внутрь в дом, но фотографировать нельзя. Да оно и понятно, дом только с наружи, а так всё как должно быть в чуме, шкуры, рыболовные сети, разобранный мотор от лодки. В километре от деревни чумы. Я, было, хотел доехать туда на мопеде, да куда там, по тундре не каждый пешком - то пройдёт, топь кругом. Возвращаюсь на зимник. Замечаю, что Уральских гор больше нет, кругом космос тундры. С каждым километром на север температура падает. Изо рта идёт пар. Но зато, ни мошкары, ни комаров – холодно.
На 148 км магазин и куча разных вездеходов. Этот магазин обеспечивает местное население продуктами в обмен на оленину, рога оленя и ягоду морошку. Взамен везут крупы, водку, сигареты. Ребята с вездеходов рассказали, что деньги у местного населения не котируются, всё в натуральный обмен. Ненцы Сыроеды, сырая печень богата на витамин С, так спасаются от цинги, летом черника и морошка дают остальные витамины. А вообще, выжить в этих условиях могут только коренные жители.

На 156 км карьер с БЕЛАЗАми. От сюда загружают вагоны щебнем и песком, и везут на север на строительство железной дороги. Состав из 30 вагонов спереди тянут два тепловоза, а сзади ещё один толкающий. На подъемах они прячутся в собственном чёрном дыму, напоминая бурлаков на Волге. Я какое - то время двигаюсь параллельно поезду, потом на равнине он уходит вперед от меня. Дорога сильно ухудшилась. Пропадают автомобильные мосты. Их заменяют теперь неглубокие броды и мосты двойного назначения, для поезда и машины. По Бетонному мосту проходят утопленные рейсы, словно едешь через переезд, только не поперек, а вдоль.
Наконец - то в полукилометре от дороги вижу стадо оленей и юрту. Всё это на холме, значит по дороге к ним, нет низменности, а значит воды. Нахожу место съезда с дороги в тундру. И вправду, сначала всё пошло хорошо, но вдруг мопед сильно замедлился. Мотора и пониженной первой передачи хватало ехать почти вертикально, а тут еле идёт. Так я проезжаю несколько заболоченных мест, и когда казалось вот этот зелёный ковер твёрдый вдруг по нему идет впереди мопеда травяная волна. Я от удивления остановился и тут же провалился задним колесом под этот ковёр.

Переступаю через мопед и никак не пойму, как болотина может быть на подъеме...? Вода на этой планете не течёт, что ли вниз, чудеса и только. Потом мне объяснили, это особенности таянья вечной мерзлоты, и вообще мне повезло, мог сразу провалится в двухметровую яму с головой. Пока я соображал, мой мопед залило водой уже поверх выхлопной. Смотрю только встал на месте, как вода, словно с-под земли, бурлит, затапливает ноги. Внутри начинается паника, сейчас этот зелёный ковёр пойдёт под воду вместе со мной и мопедом. Все попытки вытащить безуспешны. Разгружаюсь. Задняя часть мопеда засела не подъемно. За руль поднимаю мопед верх и ложу его на бок. Заднее колесо с чваканьем выходит из болота. Замечаю, что у меня лопнула рама в двух местах и один амортизатор просто весит не куске трубы, но пока не доберусь до сварки, голову забивать не стоит. Теперь не могу найти свои следы, как сюда забрался. Чувствую мной, полностью овладела паника и страх. Нахожу твёрдое место и беру паузу на 15 минут, что бы решить, как выбраться назад на дорогу. В 10 метрах правее визуально нахожу свои следы. Да, чтобы добраться туда, надо возвращаться к зелёному ковру, но на месте моего провала уже образовалась огромная лужа и она растёт. 100 метров, что отъехал от дороги и прошёл за минуту, назад выбирался не менее часа, промерял каждый метр, что б ни утонуть.
189км. Разъезд Паюта. За день видел одну машину и один грузовой поезд, людей только на разъездах и в деревне. Здесь дорога заканчивается, скорей не так, здесь ее дальше уничтожили, вытащив все трубы в трясинах, заменяющие мосты, что бы летом не ездили дальше. Почему? Официально, что бы ни вытаптывали тундру, но для вездехода пройти нигде не проблема, а машина Урал по тундре и метра не пройдёт моментально провалится, да похлещи мопеда. Неофициально что бы летом увеличить грузопоток по железной дороге, ведь летом грузов почти нет.

Прошусь на ночь в посёлок железнодорожников. Чистота и уют в рабочем общежитии редкая, для дорогих гостиниц России. Здесь работает много украинцев. Отношение ко мне великолепное – баня, столовая, отдельная комната, мопеду сварка и охраняемый гараж, всё бесплатно. Идти далее не советуют, ведь дальше путь только по железке, а там два моста один километр, другой через речку Юрибей четыре км. Мосты охраняемые, и получить официальное разрешение не удастся.
Уже возвращаясь назад, встретил ненца идущего вот уже второй день в магазин за сигаретами. На обмен он нёс килограмм 40 морошки. Я просил его сфотографироваться на фоне мопеда, он, молча, не отказал, но в его взгляде я прочитал осуждение параллельного сытого мира с мопедами и фотокамерами, насаждаемой их народу религией, и анекдотами о мягких вагонах, мир, в котором их народу нет места…


Справочные данные:
Время поездки с 11. 08. 10 по 22.08.10
Расстояние машиной по асфальту 5500 км, на мопеде по зимникам 800км
Перепад температур в путешествии от -1 до +40 градусов
Мопед Suzuki TS50
Сухой вес 80 кг
Мощность двигателя 7 к.с.
Расход топлива от 2 до 3 литров, в зависимости от дороги
Поломки – не было
Бюджет 700$ США
Прикрепления: 3239016.jpg (249.3 Kb) · 9172639.jpg (217.6 Kb) · 8564051.jpg (342.9 Kb) · 1542116.jpg (243.9 Kb) · 2580400.jpg (180.1 Kb)
 
pm Дата: Суббота, 13.10.2012, 10:16 | Сообщение # 4
Группа: пользователь
Мотоцикл: нет
Город: нет
Сообщений: 718

Сейчас offline
Огромная благодарность скунсу за техническую помощь.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: