Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
Дорогу осилит идущий. часть 1
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ.

«В процессе путешествий каждый из нас
может воочию убедиться в том, что мир добр,
что люди отзывчивы и гостеприимны в любой
точке земного шара, и что мир открыт
и принадлежит каждому, кто хоть раз всерьёз
задумывался об этом. Жизнь поистине прекрасна;
и, возвращаясь из далеких путей, мы по-другому
видим окружающих нас людей и стараемся лучше
относиться к ним и быть достойными собратьями
во всемирной человеческой семье».
Антон Кротов.

Имея разнообразный опыт походной жизни, мотопутешествиями я увлекся только в 30 лет (из-за раздолбанного сустава бедра этот вид туризма стал для меня наиболее удобен). Хотя были у меня права и возможность, все же выбрал для себя пятидесяти кубовый Пилот. За шесть лет путешествий пришел к выводу: чтоб вырваться из суеты города и увидеть настоящий мир, нет лучшего средства чем мотоцикл.
Это мой единственный мотопоход в который я взял фотоаппарат, обычную пленочную мыльницу. Реальный альбом я сделал, чтоб было чего вспомнить в старости. Он содержит множество карт с пометками, но рассчитан на устный рассказ. Здесь, направление буду показывать основное, налево и направо - слишком много писать и не все места интересны или на фотках есть.

Фотка первого листа моего альбома.

В этом походе, с 26 июня по 12 сентября 2006 года, по Новгородской и Вологодской области, Карелии и Кольскому полуострову было пройдено на Пилоте около 8 000 километров, от 20 до 600 за ходовой день. Этот поход был гибридный, водный маршрут занял 20 дней.

* * *

Этой ночью никак заснуть не мог, последний раз встал около трех. К окну подошел, погода вроде хорошая. Вещи все давно приведены в порядок, лежат в пакетах и собраны в кучу, продукты куплены и собрать их – пять минут. Так может прям сейчас собраться и в путь? Пока дороги свободны, из «Большого Гадюшника» подальше отъехать! Ну нет у меня такого понятия как день отъезда и тем более возвращения. Нет и маршрута, есть только килограмм карт с пометками (сделанными долгой зимой), куда попробовать заехать и компас. Решение собираться немедленно, зреет за минуту, волнуюсь как в первый раз, адреналиновый шторм колошматит сердце об ребра.
Через полчаса сумки собраны, я пью чай, пытаюсь вспомнить давно услышанную в компании дорожных рабочих песню и пишу записку своей женщине которая, слава Богу, спит (текст переврал, слышал один раз):

Я вернусь к тебе, быть может бабьим летом,
Бабьим летом или голубой весной.
Я вернусь к тебе, как только ты услышишь
Как заплачет тихо осень за окном.
Не гони меня за то, что я бродяга,
На ногах тебе принес я пыль дорог,
Не гони меня, я где-нибудь прилягу,
Не гони меня, иначе я не мог!


К сожалению, она не романтик.
Иду в ракушку, где долго пытаюсь завести Пилот с включенной секреткой. Вспоминаю, выключаю, завожу, прогреваю – глохнет. Забыл топливный краник открыть. Пытаюсь успокоиться.
По дороге решаю: по Ленинградскому или по Ярославскому шоссе ехать? По Ярославскому я в том году уезжал, Ленинградское ближе, на нее и сворачиваю. Можно было и по Волоколамскому прямо ехать, мне все равно.
Я спокоен, телефон выключен и раньше чем через две недели я его не включу. Ничего не хочу знать, только созерцание природы и бесконечная радость пути! Все что Бог пошлет – все к лучшему, заранее за все благодарен. Торопиться мне не куда, впереди целая вечность!

Валдай. Новгородская обл. Первая ночевка.

По дороге к Иверскому монастырю полно автомобилистов отдыхает, однако ближе к монастырю и налево, уединенное место нашел.

Отсюда через Боровичи в сторону Хвойной.

Озеро Синица.

Диковинное озеро с абсолютно прозрачной водой, мне давно показал дедушка на джипе, которого я встретил в лесу после того как вышел к оз. Городно по дороге от оз. Ракитинское. Извалялся я на ее лесовозной части и уделался на редкость. Тем вечером он мне шашлык с цветной капустой привез и сухарей. Я ему говорил, что не бомжую и не голодаю, но вид у меня должно быть жалостный был. Спасибо ему. В разные года встречал я его в тех краях еще дважды.

В карстовых озерах тогда воды мало было и через Молодильно проехать можно.

Озеро Городно.

Чудно, но стоял я на месте слета "MOTOTRAVELS"! http://mototravels.my1.ru/ До знакомства с компьютером оставалось полтора года…
Мелочь на уху натаскал, в котелке варится.

Дальше через Хвойную в сторону Сазоново.

Река Песь.

По левому берегу относительно хорошая дорога сосновым бором идет. Правым берегом я несколько раз возвращался. За д. Бортниково нужно подняться и проехать по ж/д. мосту и потом несколько километров ехать очень внимательно по краю шпал. Поезда редкие, но вполне возможно их не заметить. Не советую.

Ночевка. Где-то рядом с трассой Питер – Вологда.

Для себя я решил, что газовый примус брать стоит, но использовать в случае крайней нужды (сильный дождь, гнус, отсутствие питьевой воды, в палатке отогреться и в тундре дров нет).

С трассы Питер - Вологда, на Медвежегорск. (Череповец - Кирилов - Вытегра и восточным берегом Онежского озера.)

Ночевка перед Вытегрой.

Главное требование к ночевке - спокойное и безопасное место. Приходилось мне ночевать по разному: за кладбищем; прятал технику у дороги и уходил в лес; просто съезжал с дороги и ехал лесом; используя интересный эффект холмистой местности: поднимаясь верх с холма на холм, даже на открытом пространстве, становишься невидимым снизу.
Обычно на таких ночевках не ужинаешь и не завтракаешь, т.е. поставил палатку - выспался - уехал. Основная жизнь проходит не на стоянке.

Волго-Балтийский канал.

Оз. Онежское.

Место удаленное от населенки, но с отличной связью. Звонил всем из палатки.
Здесь поменял поршневые кольца, а после (через1500км.) когда прожог на костре глушитель, понял, что зря.

Для эффективного обжига штатного глушителя, между глушителем и резонатором, я проделал отверстие, примерно 2 на 2 см., которое закрывается жестянкой. Жестянка крепится четырьмя саморезами. Также снимается отрезанная задняя часть глушителя и во внутренней перемычке тоже закрывающийся вырез есть. Уплотнение в нужных местах, достигается асбестовой ниткой.

Когда кольца менял температура была 10С, думал по холодку обкатать, а на следующий день плюс 26С…

Русская лесная дорога. Направо? Налево? Нет ответа...

Город Повенец.

Встреча.

Однако, это моя первая встреча с настоящими мотопутешественниками за четыре года... Правда я больших дорог избегаю. Один с Питера, другой с Белоруссии, имен не помню. Советовали по Хибинам полазить, вроде они там под снег попали.

Это трасса Питер - Мурманск, дальше через Кандалакшу к Варзуге. Но не сразу. Печально за тех, кто возможности съехать с трассы и пошариться в тех местах не имеет. С трассы Карелия другая.

Длинная дорога.

Жарко, кольца еще не притерлись, беспокоюсь за двигатель и на ходу его щупаю. Горячий. Чтоб избежать перегрева хорошо бы остановиться. Останавливаюсь у кафешки, беру чай с бутербродом (для меня это редкость), выхожу на улицу под навес. Под навесом два столика, за одним сидят четверо мужиков, сажусь за свободный.
За минуту я услышал всю уголовную феню, которую знал. Не думал, что люди вполне серьезно так разговаривать могут. Невольно становлюсь в курсе того, что один из них только «откинулся» и сидел восемь лет, другому повезло и он уже два года на воле. Кто-то еще, по тому же делу, выйдет не скоро. Виноват в этом какой-то «фраер», а «баба» одного из них «с тем самым мусорком спуталась» и это не правильно. Так же подробный разбор ошибок по тому делу и фарт в других. Последние намеками, фразы обрываются на половине, я явно мешаю. Стараясь не встретится взглядом смотрю на лица. Не могу понять: родившись с такими рожами обязательно бандитами становятся или она, рожа, потом от образа жизни такая получается? Ни одного не могу представить ни менеджером, ни с лопатой, только на «большой дороге».
Цилиндр остывает за 15 минут, иду заводить. На градуснике около тридцати, не будет сегодня езды. Смотрю на карте где к воде подъехать. Подходит ко мне один блатной из компании, не дожидаясь вопроса, спрашиваю его, где я есть. Он сказал и спросил, откуда и куда еду. Я ответил как всегда, что из Москвы, еду куда доеду, по сторонам гляжу, красиво все и через это радость имею. Улыбаюсь, мне и правда прикольно, что он пять слов без мата и фени произнести смог. «Ты блаженный» - сказал и ушел. Вряд ли он знает значение этого слова, но обидеть не хотел, вроде.

Не помню где это, одна из сотен рек Карелии. Ночевал рядом с перекатом, шум мешал спать.

А что ест за обедом медведь? А вот что! Можно спать спокойно…

Дорога на Юлозеро.

Удивительно как на фотке лужицы безобидно выглядят, а ведь это кусок размытой болотом гати. Дорога насыпана поверх бревен, темная вода скрывает "нечто".
Еду взглянуть на реку, по которой мы планировали сплавиться с Андреем. На встречу попался грузовик и я остановил его, чтоб про дороги поспрашивать. Мужик оказался разговорчивый. Нанялся он остатки с вырубки на дрова пилить и возить. На карте толком ничего показать не смог, но сказал, что та дорога, которая меня интересует (за Юлозером на восток), идет дальше, чем на карте, до моря не доходит 5 км и кончается другой вырубкой, дальше только пешком. Пригласил меня ночевать на его вырубке в фургончике, я отказался.

Сонрека.

Дальше дорога зверьем истоптана, в этом году по ней никто не ездил. По компасу от реки уходит и на север идет.
В этот день во многих местах к реке пешком подходил. Сплошь перекаты и воды мало. За одним порогом нашел два истлевших скелета байдарок. Каркас изуродован безумным образом, трудно представить что случилось. Наверно когда-то весной по большой воде люди сплавлялись.

Вырубка у Алозера.

Заехал посмотреть. Вагончик под наклоном стоял, еще и большие окна под углом сделаны, лежишь и видно как облака, окрашенные закатом, плывут. Какое удивительное по красоте зрелище! Каких только я закатов и восходов не видел, все они разные и верно сказано: «не насытится око зрением». Так и заснул.
Утром благодарственную записку хозяину оставил. Обратно до Амбарного доехал не останавливаясь. Броды в лужах легко запомнил, типа – все справа, а самый длинный слева.
Отрезок дороги от Амбарного до начала водного маршрута на Юлозере - 23км. Местные за этот отрезок объявляют от 5 до 7 тысяч, за меньшее везти группу и «гробить» УАЗик отказываются.

Нольозеро.

Через час лопнул тросик сцепления, да еще на тропе и в дурном месте. Два часа возился облепленный гадами. Укоротил рубашку и на тросике гайки заплющил.

Аккуратист.

Аккуратистом его запомнил потому, что он тогда второй день в пути был, т.е. чистый, еще без пыли дорог. Он из г. Апатиты, вроде.

Полярный круг.

Похвастаюсь: есть у меня две стоянки в Карелии и на Кольском, где как в песне - полярный круг проходит под спальным мешком (по крайней мере, я так думаю).

Солнце не село.

За Кандалакшой, по дороге к Варзуге.

В общем, движок у Пилота иной раз способен на подвиг, но на этом подъеме всегда перегревается.

Озеро Колвицкое.

Далековато, но по карте и компасу вроде на горизонте Хибины. В прошлый год большой ледник видел, а сейчас показался много меньше.

Хорошее место. От дороги тропа далеко вдоль воды идет.
Здесь с вытянутой цепи звено удалил.

Велосипедисты из Москвы.

Ребята приехали (поездом и автобусом) всего на четыре дня. Уважаю, но жалко.
Помню многие встречи и, пользуясь случаем, хочу приветствовать всех велотуристов, путешествующих принципиально пешком и автостопщиков, беседы с которыми считаю большой удачей.
На этой дороге я встретил дедушку (69 лет) из Волгограда. Велик у него чудной был, груз перед ним размещался и видно было, что удобно. На эту дорогу он вышел со стороны Умбозера. За постом перед Мурманском встретил я Пашу из Североморска, на ржавом скрипучем велике. Ездил он в Молдавию и уже возвращался домой. Еще общался с изобретателем на чудо-технике. По дороге машина передвигалась на двух колесах, а по воде в виде катамарана на веслах с педальным приводом, управлялась ручным погружением весел (забудешь такое!).
На этой же дороге в 2005 году я встретил совершенно удивительного человека, который шел пешим к Варзуге с дальнего востока много месяцев. Он оказался чрезвычайно интересным собеседником и с потрясающими знаниями дорог по всей России (тех, что не километрами, а временем мерят).
После бесед со многими путниками, часто чувствую себя пацаном, который вышел из дома погулять под окнами в парке.

Источник Инока.

Гадюку здесь видел. Два месяца в году они здесь живут наверно.
Еще интересно: рядом с источником кажется, что находишься на вершине холма и откуда вода не понятно.

Дорога перед Варзугой.

Варзуга. Дальше дорог летом нет.

Хотел на обратном пути заехать в Кузомень, разведать возможность попасть морем в Архангельскую обл. (может и на Онежский п-ов). Забыл...

Терский берег.

Обратно по берегу Белого моря. Там параллельно две дороги идут, основная и совсем по берегу. С основной каждые 10км. отвороты к морю. Грунт позволяет и без дороги ехать.
Утром, когда снялся со стоянки, понял что еду на спущенном заднем колесе. Оказалось, что тоненькая каленая проволочка проткнула покрышку. Причем прошла через толстое место протектора, наверно давно ползла. Вытащил ее и камеру на запасную поменял.
 


Категория: ОТЧЕТЫ | Добавил: Максим (12.03.2009) | Автор: Максим
Просмотров: 7492 | Комментарии: 1
Комментарии к материалу
Всего комментариев: 1

1   Материал
Неплохо попутешествовали biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]