Дальше стоит вопрос, что собой взять.
И тут есть надежное правило, скорей формула. Берете в интернете самый большой список
манаток, и возле каждого пункта ставите себе вопрос, а обойтись без него никак
нельзя? Хм, можно? Осталось с вещей почти
ничего? Идеальная загрузка, когда вообще
без вещей, но комфорта тоже хочется. Поэтому это всегда компромисс, что лучше
комфорт или меньше груза таскать с собой. Хуже для сборов, когда с вами едет девушка.
Вам без груза не обойтись.
Что еще нам нужно? Прогноз погоды. Я понимаю, что частенько мы зажаты
сроками роботы, но если есть возможность поехать сейчас в первый раз в дождь,
или через неделю в хорошую погоду, я бы выбрал в сухую погоду, ведь первый
поход, как первая любовь, на всю жизнь. Повторяю, говорю о первом САМОСТОЯТЕЛЬНОМ мотопоходе в жизни!!!
Следующее с кем? Конечно лучше не
самому!!! Ищите попутчиков. Нет рядом с
вами, идите в интернет, и там выкладывайте свои планы. Вот увидите, со временем
компания вам найдется.
А как готовить мотоцикл? Хм, а он у Вас должен быт всегда готов. А если знаете, что что-то не работает, или
вот, вот кончится, ремонтируйте дома до похода, чего тут думать – пронесет, не
пронесет.
Поехали! Расскажу
на примере из жизни. Захотели вы (например) порыбачить на речке, на которую ваш
отец всегда ездит на рыбалку с друзьями,
а вас не берет, потому что там пьянка.
Собрали вы еще двоих единомышленников, один взял с собой младшего брата, иной
девушку. По рассказам отца туда 150 км асфальта, 50 км гравия, и 5 км через лес
по грунтовой дороге. Все на мотоциклах Ямаха YBR – 125.
1.
Посчитали время на асфальтную дорогу длиной 150км: со скоростью 50 км в час = 3
часа ходу.
2.
На
гравийный участок в 50 км со скоростью 25 км в час вы потратите 50:25=2
два часа ходу.
3.
На 5 км лесной (полевой) дороги потратим 5:10= 0,5
или полчаса.
4.
Общее время в пути 3 часа + 2 часа + 0,5 часов
= 5, 5 часов в пути. Умножить на запас
5,5 Х 1,2 = 6 часов 36 минут
То есть если выехать в 6 часов утра из дому, то на речке будете с
14:30 до 15:36 приблизительно. Таким образом,
в субботу выехать, порыбачит, а в
воскресенье вернуться домой, успеете.
Следующее. Весь путь будет 150 км асфальта + 50 км по гравию, + 5 км по
лесу = 205км, округлим до 200 км. Расход в среднем на Ебриках
3 литра на 100 км. Делим 200 км на 100 и умножаем на 3 литра на сотню. Получается 6 литров бензина в одну сторону.
Обратно еще 6 литров. Если бензин считать по 50 рублей, то минимальная сумма на
мотоцикл 12 литров умножить на 50 рублей
= 600 рублей. Умножаем на минимальный запас 1, 2 то 600Х1,2=720 рублей на мотоцикл. Допустим, продукты дала каждому мама. Взяли по 500 рублей на хлеб и мороженое. Математика для 1 класса. Калькулятор нужен? Он
есть у тебя в телефоне! Разве это дорого, за два дня приключений, которые Вы запомните
на всю жизнь? (нет денег это оправдание!)
Что они с собой взяли на 5 человек:
1.
Права,
техпаспорт, страховку, деньги наличные.
Каждый водитель.
2.
У каждого был телефон. В каждом телефоне
фотоаппарат и видеокамера. А также GPS с
картой местности.
3.
У всех
были целлофановые плащи, и моток пищевой пленки на всех вместо непромокаемой обуви и штанов
(все из реальной жизни!), из одежды все
в куртках, которые везли отдельно, потому, что летом в них жарко даже на
мотоцикле. Девушка имела запасной купальник.
4.
Из аптечки был йод и бинт.
5.
Фотоаппарат
не брали, хватило смартфонов.
6.
Хавчика взяли из расчета 2 кг на человека в
день, а хлеб покупали по дороге. Основной груз - были продукты.
7.
Были
ключи в одном мотоцикле.
8.
А в другом мотоцикле везли насос и ремкомплект
шин.
9.
Из полезных
вещей было у каждого по налобному фонарику, два ножа на всех, ложки, кружки,
котелок, топорик. Взяли папины удочки и килограмм каши на прикормку рыбы.
10.
Было на всех две палатки, на всех спальники, и
коврики.
Почти все продовольствие с котелком и кружками, удочки вез мотоцикл без пассажира, а все остальное,
каждый свое. Это потому, что лучше,
когда мотоциклы одинаково весят. Одни везут пассажиров, а те, кто без пассажира
везет груз.
Первым в колонне ехал мотоцикл с двумя братьями, потом парень
с девушкой, последним мотоцикл без пассажира. Ехать последнему сложней, иногда
надо догонять, но он легче без пассажира,
хоть и больше груза. Крейсерской
скоростью выбрали 75% от
максимальной скорости мотоцикла в 100 км в час. Это получилось 75 км в час.
Конец задачки! Это рассчитать сможет каждый. А правильное планирование это 50% успеха, как
минимум! Что самое главное при езде в
колоне? Держать дистанцию. Самое легкое это
ехать вторым, самое сложное последним, иногда надо догонять. Ведущему колону, нужно следить за
правильностью выбора маршрута, и посматривать в зеркало за товарищами сзади. Чтобы была координация и организованность, и
никто не чувствовал себя начальником и подчиненным разбили, кто,
что делает и за что отвечает. Чья
идея тот организатор, администратор, в курсе всех проблем, стратег и тактик
действий, контролирующий всех и главный ответственный за все. Его можете не называть никак, но без него тоже,
ни как. Среди множества идей нужен тот, кто из идей сделает план действий. Двоевластие развалило не одну группу
единомышленников. Не стыдитесь об этом говорить, это дружбу не испортит, и
обязательно говорите перед походом.
Иначе будете ездить со временем
все в одиночку. Кто первый едет тот штурман, кто пассажир и не связан с мотоциклом, тот
собирает дрова (например), пока водители возятся с мотоциклами и разматывают вещи,
а так же пассажиры страхуют и толкают
мотоциклы на бездорожье. Даже если вы не
оговорите, кто, что, делает, жизнь сама
расставит приоритеты. Одним нравится варить уху. Другим, что бы в палатке было уютно. Третьим, что бы мотоцикл ни подвел лишний раз, и
посмотреть не спустило ли за ночь колесо. НО!!!!!!! Обязанности лучше обговорить сразу, чем потом
разруливать недоразумения. Ответственность друг перед другом и есть дружба! Пока одни ловили рыбу, другие собирали цветы,
третьи купались. Лишь общая цель и проблемы похода
должны ограничивать интересы
каждого. А в остальном – полная свобода.
А теперь расскажу Вам главный секрет, только Вам, только на ушко – у вас все получится, поверьте! Верите? Отлично! Вот как себя настроите, так и будет.
Как починить мотоцикл в дороге.
Что отличает мототуристов советской эпохи и современных
путешественников? Ничего, кроме одного - умения ремонтировать мотоцикл на
коленке. Я как человек OLD SCHOOL, проездивший на Яве не один год, выходя из
своей практики, считаю, что почти нет ситуаций, когда мотоцикл починить не
возможно в походе. Я не говорю о снятии
двигателя с рамы, рассоединении картера,
замене коробки передач в полевых, горных, болотных условиях, через это многие
прошли. Бывали у меня случаи и хуже. Когда-то перематывал ротор генератора у костра на 638 Яве вручную. Ровнял шатуны коленвала молотком, когда от
гидроудара развалило один поршень, а во
втором оборвало юбку. Варил аргоном
картер, не снимая двигатель с рамы за тридевять земель от дома. Подгонял на глаз
вкладыши Днепра, когда в магазине были только ремонтные, а иных не достать,
чего только не было. И всегда возвращался своим ходом. Вы скажите, что японская
техника надежней. И правильно, но все равно ломается все и каждый даже не
будучи механиком, может себе помочь.
Поговорим о самых распространенных поломках в пути.
Прокол шины. Тут очень важно вовремя
остановится, при первом подозрении, что мотоцикл начало водить. При большой загрузке прожевать резину проще,
а долговечности ей это не прибавляет, может так же вырвать сосок у камеры. Если у вас бескамерное колесо - отремонтировать проще, а вот на камерной
покрышке без снятия колеса не обойдется.
В интернете есть примеры заклеивания камеры,
не снимая колесо, сразу хочу отсоветовать, без долгих объяснений. Примеры, как и чем, заклеить прокол есть на
ЮТУБЕ, и пересказывать, то, что можно
увидеть не буду. Я лишь призываю Вас не
пожалеть минутку и досмотреть, как это делается, а потом укомплектовать ваш
мотоцикл насосом и принадлежностями, выходя из того какое колесо у вас камерное,
или бескамерное! Если нет центральной
подножки, пня, камня… поставьте мотоцикл на снятый кофр (если не жалко кофра). Если вообще ничего нет, положите мотоцикл
набок, так чтобы вытянуть ось колеса вверх, хотя так очень неудобно, а что
делать иногда?
Не заводится мотоцикл. На работу мотора влияют две системы – подача
топлива и искра на свече. (сначала выкручиваете свечу и смотрите искру, потом
подачу бензина из бака). В свою очередь
подача в мотор топлива бывает
инжекторная или карбюраторная. Не смотря на то, что мотор работает на
инжекторе лучше, особенно в горах, эта система очень сложная в ремонте. Имея в походе ноутбук со шлейфом подключения и программу для конкретно вашей модели можно
найти неисправный датчик, но как почистить форсунку на колене, кроме замены ее,
я не знаю. Да и вряд ли с собой кто-то возит запасные датчики. С карбюратором проще, там нужны небольшие
знания и умения, для промывки и очистки, а вот регулировка сложнее. Мой совет,
не умеете не регулируйте. Посчитали ТОЧНО на сколько оборотов закручены винты,
так после продувки и закрутили назад, в крайнем случаи по мануалу, там
количество оборотов написано. Если это делаете впервые, делайте фотографии, что
бы потом было легче карбюратор собрать.
Как чистить смотрите видео в интернете! Вакуумные
карбюраторы иногда трудно собрать из-за разбухания
резиновых деталей. Дело в том, что сейчас почти не выпускают бензин без спирта.
У него все хорошо с октановым числом, он дешевле, растворяет парафиновые
отложения, но он разъедает даже маслостойкую резину. Потом мембраны не садятся
на свое место, они становятся больше.
Дайте мембране высохнуть на воздухе 10-15 минут, и она уменьшится в
размерах. ОБЯЗАТЕЛЬНО устанавливайте бензиновые фильтры. В зависимости от размера
их надо менять через 5-10 тысяч пробега, несмотря на визуальную чистоту. Они упростят вашу жизнь в обслуживании
карбюратора. Следующее. Проверяйте кран бензобака. Они бывают вакуумные, или
механические. Как они работают, посмотрите в ютубе. Крышка бензобака имеет сапун (дырочку для
подачи воздуха в бак). Иногда эта дырочка забивается и из бака не поступает
бензин. Бывает очень трудно завести карбюраторный мотоцикл после падения
набок. В этот момент происходит вытекание топлива в мотор, и переобогащение. В таком случае, откройте ручку газа до упора и
заводите, это поможет запустить мотор.
Искра плохая в 99% от неисправной свечи. Я ни разу в жизни не
выехал в поход без свечного ключа и запасных свеч. Не столько важен производитель свечей, как
правильный подбор для вашей модели (холодная, горячая). Каждый двигатель требует своей свечи, если не
знаете, как по цвету электрода ее подобрать поставьте ту, что написана в
мануале. На втором месте по отказам
коммутатор. На японской технике проблем
с коммутатором не было у меня никогда, а
на китайской не однократно. Запасной
коммутатор у меня на Ямахе прикручен
рядом со штатным, я его вожу, для того,
что бы не пригодился.
Регулировка клапанов. А скорей не регулировка. Я призываю не лезть туда и не мешать, мотору работать. Одно дело если вы это сделали не правильно дома, и перегрели мотор не далеко от мастерской, другое дело, когда сели кольца в тайге, или пустыне, проблемы не сравнимые. О чем я? Дело в том, что тепловые зазоры клапанов в каждой модели в каких-то размерах. Если зазор больше, то увеличивается износ ГРМ, появляется лишний звук работы мотора. Например, моторесурс мотора 50000 км при правильных зазорах клапанов, а при увеличенных на 0,1 мм 49500 км. А вот когда тепловой зазор меньше нормы на 0.1 мм это может закончиться не закрыванием (прогоранием) клапана и подсасыванием воздуха (перегрев поршня), особенно на горячем моторе и на больших оборотах. Вы да же этого не услышите. Просто когда мотор остынет, он потеряет компрессию и больше не заведется, пока не поменяете кольца на поршне, а это уже сложный ремонт. А ошибиться сидя на одной ноге в болоте или цепляясь за скалу, ой как просто, а последствия, ой какие не приятные. В походе не лезьте туда, приедете домой это сделаете, ничего мотору не будет даже за несколько тысяч километров от увеличенного зазора клапанов!!! Кстати, я, всегда, вожу с собой комплект колец, они весят 30 грамм, и занимаю ничего места.
Пропал свет. Бог с ним, если днем, а если
ночью? И что бы имея запасную лампочку
не оказаться беспомощным ночью, имейте с
собой фонарик, хотя бы на смартфоне. Очень
редко отказывают переключатели на руле. Попереключай их, может свет и появится.
Нет? В 99% перегорает лампа (ближний, или дальний). Ее заменить не трудно (смотри в
интернете как), но ее надо иметь с собой. А если у вас модный ксеноновый свет? Об этом надо было думать дома. Чем проще
мотоцикл, тем он надежней и ремонтоспособней.
Самая редкая причина, но бывает и
такое, пропал контакт в соединении проводов. Не отключая свет, попробуйте
рассоединить, а потом соединить разъемы проводов света. Каких проводов? А это надо выяснить еще дома и запомнить или записать, а не
угадывать ночью, как в американских фильмах – красный или синий?
А что делать, если надо подтянуть цепь, отрегулировать сцепление, или прокачать тормоза, и еще много и много чего, что может поломаться в дороге? Во первых иметь инструмент, во вторых иметь с собой мануал (я электросхему на бумаге всегда вожу с собой вместе с правами, и она иногда важней прав), обязательно в смартфоне мануал по ремонту в электронном виде. Раз туда закинул и забыл, и пускай не пригодится. И последнее, не паникуйте, не святые горшки лепят (украинская поговорка), посмотрите в интернете ролики: прокол шин, замена свечи, чистка карбюратора, замена лампы в фаре, и это 90% поломок на неубитом мотоцикле. Я бы эти ролики скачал себе в телефон, или даже видео мануал вашей модели с ютуба если есть место в телефоне.
Простые
советы:
1.
Не
ездите без шлема и одежды, которая Вас спасет при падении.
2.
Не
пейте алкоголь за рулем, даже если Вас точно не накажут.
3.
Недорогой, но полностью исправный мотоцикл, лучше, чем дорогой и немного неисправный.
4.
Планируйте
даже самую незначительную поездку, хоть в голове. Сколько это времени, сколько
километров, сколько бензина, сколько денег, что может быть не так, и что
сделать, что бы этого не случилось. Это сэкономит времени больше, чем заберет. При расчете умножайте все на 1,2
это минимальный запас всего.
5.
Не бывает универсальных мотоциклов. Можете
себе позволить купите несколько разных типов техники, а если позволить не
можете, значит, то, что у вас есть и есть самым универсальным.
6.
Грузите
тяжелыми вещами мотоцикл за подножками водителя, лучше в задних кофрах. Тяжелые
вещи грузите в низ багажной сумки, легкие сверху.
7.
Укомплектуйте
мотоцикл инструментом, даже если он сама надежность
8.
Не
увлекайтесь скоростью. Передвигайтесь
всегда с запасом ваших возможностей и возможностей мотоцикла. Крейсерская скорость: 75% от
максимальной!
9.
Не ленитесь вытянуть фотоаппарат, или
видеокамеру, этот момент будет у Вас в жизни только раз.
10. Бойтесь
поездки, до поездки. Это Вас лучше подготовит. Во время поездки, замените страх хладнокровностью, и не нервничайте, у
Вас все получится! После поездки, замените хладнокровность радостью, плохое
забудется, а хорошее останется.
Категория: ПОЛЕЗНОЕ | Добавил: pm (18.01.2022) | | |
Просмотров: 1322 | Комментарии: 12 |